Причины аварий на авиатранспорте. Аварии на воздушном транспорте

Причины аварий на авиатранспорте. Аварии на воздушном транспорте

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать , есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями. Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия ( , резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
  • : захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.

На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: « . Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.

В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей. При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры. Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла. Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Самым опасным месяцем для авиаперелетов является сентябрь. К такому выводу пришло интернет-издание PlaneCrashInfo.com после анализа данных об авиакатастрофах, произошедших в период с 1950 по 2013 год. Более 15% ежегодных крушений приходится на сентябрь. На май приходится наименьшая доля ежегодных авиакатастроф - около 6%. Самыми рискованными днями для воздушных путешествий являются 12 и 29 августа, 3 и 11 сентября, 2 октября, 23 ноября, 7, 8, 21 и 22 декабря. 22 декабря в разные годы произошло больше катастроф, чем в другие дни - 17.

Большинство экспертов сходятся в том, что безопасного места в самолете не существует. Однако исследование, проведенное одним из американских журналов, показало, что это не так. В рамках исследования анализировалась статистика аварий американских пассажирских лайнеров за период с 2001 по 2013 год. В общей сложности, за это время произошло 25 авиакатастроф. Как оказалось, наиболее безопасно сидеть в хвостовой части самолета - для пассажиров, которые находятся ближе к хвосту, шансы на выживание при крушении на 40% выше, чем для тех, кто сидит в первых рядах передней части салона.

Подсчет уровней безопасности различных мест в самолете показал, что для пассажиров в задней части шанс выжить составляет 69%. Для тех, чьи кресла находятся на линии крыльев - 56%. Более всего рискуют пассажиры бизнес- класса, который традиционно располагается в передней части салона, сразу за кабиной пилотов - их шанс оценивается в 49%.

По оценкам Международной Ассоциации Авиатранспорта, в большинстве случаев главной причиной катастрофы являются ошибки пилотов (в том числе, вынужденные - например, из-за влияния неблагоприятных погодных условий) - летчики виновны в 53% аварий. В 20% случаев катастрофы происходили из-за механических неполадок, в 11% - из-за воздействия погоды (в том числе, ураганов, туманов, ударов молний и пр.), в 8% - из-за актов саботажа (терроризм, нападение на пилота и пр.).

По данным компании Boeing, наиболее опасным этапом полета является посадка. 45% аварий происходит в момент приземления, еще 13% - во время захода на посадку. 12% аварий приходится на момент взлета, 13% - набора высоты, 6% - на время основного полета, 5% - на период подготовки к взлету, загрузки багажа и грузов, посадки пассажиров и пр.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, у России и у других бывших советских республик самые плохие показатели безопасности на воздушном транспорте.

В рейтинге аварийности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который учитывает безвозвратно потерянные в катастрофах самолеты и вертолеты западного производства, СНГ, включая Россию, находится на незавидном первом месте, обогнав страны Азии, Африки и Латинский Америки.

Так, в СНГ гибнет 5 самолетов на миллион полетов, в Африке – только 3,5. В Северной Азии, Европе и Северной Америке – менее 0,5 самолета на тот же миллион полетов. Так, по данным IATA в 2010 году одна серьезная авария приходится на 1,6 миллионов рейсов. Всего в 2010 году в них погибло 786 человек.

При этом самыми безопасными были признаны авиалинии в Северной Америке, где коэффициент несчастных случаев составил лишь 0,1. В Европе этот показатель равняется 0,45, в Японии - 0,34.

Евросоюз ведет список авиакомпаний, имеющих в своем парке опасные самолеты. В нем 17 российских авиакомпаний.

Это связывают с тем, что за рыночные годы сильно упало качество технического обслуживания. Эксперты указывают, что обнаружение неисправностей перед самым полетом стало обыденностью. До сих пор ремонт отечественных воздушных судов часто ведется за счет разукомплектации части авиапарка, стоящего на приколе. До недавнего времени не прекращались скандалы с торговлей поддельными запчастями.

Летчики стали чаще летать, но уровень из подготовки по-прежнему недостаточен. Для подготовки пилота нужно сжечь тонны горючего, и не всякая авиакомпания на это пойдет. Авиаперевозчики предпочитают переманивать пилотов у конкурентов, а не вкладываться в воспитание своих. В результате средняя зарплата растет, а качество летного состава выше не становится.

Сегодня в российской авиации происходит процесс постепенной деградации. Чиновники стремятся сократить число авиакомпаний, надеясь, что это повысит безопасность полетов. В результате начала сокращаться вся сфера авиатранспорта. Закрылись аэропорты в отдаленных территориях.

Ежегодно публикуется перечень наиболее безопасных авиакомпаний мира. По итогам 2013 года в первую десятку лучших вошли:

10. BRITISH AIRWAYS

9. VIRGIN AUSTRALIA

8. HAINAN AIRLINES (Китай)

6. EVA AIR (Китай)

5. ETIHAD AIRWAYS (ОАЭ)

4. EMIRATES (ОАЭ)

3. CATHAY PACIFIC AIRWAYS (Гонконг)

2. AIR NEW ZEALAND. Единственное происшествие с самолетом перевозчика произошло в 1979 году.

1. FINNAIR. На самолетах самой безопасной в мире авиакомпании не происходило происшествий в течение последних 49 лет.

По подсчетам Министерства Транспорта США, риск погибнуть во время полета на авиалайнере оценивается как 1 к 52.6 млн. Риск гибели для пассажиров меньших самолетов, совершающих короткие перелеты, заметно выше – 1 к 581.4 тыс. Для пассажиров небольших самолетов (спортивных, аэротакси и т.п.) - еще выше - приблизительно 1 к 164 тыс.

По данным исследования, проведенного Массачусетским Технологическим Институтом, риск пассажира погибнуть в авиакатастрофе на внутренних авиалиниях индустриально развитых стран составляет 1к 8 млн. В развивающихся странах на внутренних рейсах эта вероятность повышается до 1 шанса к 500 тыс. Риск гибели пассажира во время международных перелетов между индустриально развитыми странами составляет 1 на 5 млн. Международные авиарейсы между развивающимися и развитыми странами мира более опасны - 1 к 600 тыс. На авиарейсах, совершаемых между развивающимися странами, риск наиболее высок - 1к 400 тыс.

По данным МЧС РФ, в России ежегодно в среднем происходит около 60 катастроф воздушного транспорта. Авиационные катастрофы возникают чаще при посадке, чем при взлете. Причиной их являются субъективный (человеческий) фактор, а также исправность техники. К человеческому фактору относятся усталость экипажа, потеря ориентации, просчеты при посадке и ряд других причин. В отличие от водителей автотранспортных средств летчики проходят психофизиологический отбор, и этот фактор имеет меньшее значение, чем при катастрофах на автотранспорте.

Технические неисправности самолетов и вертолетов при авариях последних лет в силу их изношенности стали играть большую роль, чем человеческий фактор. К техническим неисправностям можно отнести существенное снижение характеристик надежности, ухудшение качества технического обслуживания и ремонта.

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае аварии на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

Для снижения потерь при авиакатастрофах необходима минимальная подготовка пассажира к полету.

Во-первых, нужно пользоваться ремнями безопасности, в период подъема и посадки. Во-вторых, знать расположение аварийных выходов из салона. В-третьих, в период аварии необходимо принять безопасную позу, согнуться и плотно сцепить руки под коленями, голову положить на колени, а если это не получается наклониться как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинуть их как можно дальше, но не под переднее кресло, которое нужно положить скрещенные руки, а к ним прижать голову, вытянуть ноги и упереться. Обе позы принимают при пристегнутом ремне. При разрушении кабины на высоте и выходе воздуха из салона развивается декомпрессия, которая сопровождается оглушительным ревом (уходит воздух). Салон наполняется пылью и влагой (туманом), резко снижается видимость, из легких выходить воздух, появляются боли в кишечнике из-за вспучивания газа. В этих случаях необходимо надеть кислородную маску. Экипаж самолета при декомпрессии снижает высоту полета до 3000 м, где содержание кислорода в атмосфере близко к норме.

В случае декомпрессии, не дожидаясь команды, немедленно:

· Наденьте кислородную маску.

· Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребёнок. Если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажитесь без кислорода.

· Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При экстренном покидании воздушного судна через двери на одного пассажира в среднем затрачивается одна секунда. Кроме того, из воздушного судна необходимо вынести продовольствие, воду, медикаменты и аварийную радиостанцию. Капитан воздушного судна должен проверить, не осталось ил в воздушном судне кого-либо их пассажиров или членов экипажа, и покинуть его последним.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2-3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации ; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола - 50 0 С, а на высоте 1,5 м от пола - 250 0 С.

При авариях на воздушном транспорте до 80% пассажиров погибает. При этом 60-80% пораженных, оставшихся в живых, получают ЧМТ, 60% - шок, 70% - разрыв внутренних органов, 60% - травмы конечностей.


Похожая информация.


Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные.

Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находив­шихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно,

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в 1989 г. разбился самолет ИЛ-62М, погибло 125 чел., в Свердловском аэропорту в 1990 г. разбился самолет ЯК-42, погибло 122 чел.

В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле. Так, в 1994 г. под Иркутском при падении самолета ТУ-154 погибло 125 чел., из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия; в 1988 г. на жилые кварталы шотландского г. Локерби с высоты 10 тыс. м упал «Боинг-747» с 258 пассажирами на борту, вместе с ними погибли 15 ме­ стных жителей города.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100%-ная гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Каждый год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90% могут быть механические травмы; комбинированные и сочетанные поражения встречаются в 10 и 20% соответственно, в 40-60% возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших разви­вается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов, экипажа воздушного судна.

По данным МЧС России, в 1996 г. на воздушном транспорте произошло 40 авиационных происшествий, в том числе 14 авиакатастроф, в которых погибло 232 и по­страдало 334 чел.

Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицин­ской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной. Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.

По имеющимся данным, максимальное число пострадавших в зависимости от типа воздушного судна может составить: самолеты АН-2 - 12 чел., АН-24 - 47, Як-42 - 113, ТУ-154 - 168, ИЛ-86 - 324 чел.

Статистика за 1981-1989 гг. свидетельствует, что на 100 тыс. часов полета при пассажирских перевозках аварийность в СССР составляла 0,11 случая в 1981 г. и, по­степенно уменьшаясь, 0,03 - в 1989 г. Эти показатели в США составили соответст­венно 0,06 и 0,04; по данным Международной организации гражданской авиации ИКАО (без СССР), в эти годы аварийность составила 0,14. Число жертв (экипаж + пассажиры) на 1 млн. перевезенных за эти же годы соответственно составило: СССР - 2,34 и 0,30; США - 0,01 и 0,60; данные ИКАО (без СССР) - 0,56 и 1,00 чел.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке:

    Спинку кресла приведите в вертикальное положение;

    Снимите очки, обувь на высоких каблуках, ослабьте галстук, расстегните воротник, выньте из карманов острые предметы;

    Положите на колени мягкие вещи, подгоните ремень безопасности и застегните его;

    Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

При декомпрессии , т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Действия авиапассажиров при пожаре:

    Слушайте и выполняйте команды членов экипажа;

    Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.;

    Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;

    Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел;

    Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжи. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду:

    Наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его;

    Возьмите с собой или наденьте теплую одежду;

    Займите место на спасательном плоту.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин. летом и 3 мин. зимой.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

СПБ ГУЗ «Детский санаторий –Реабилитационный центр «Детские Дюны»

Конспект урока основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе по теме « Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Подготовил и провел учитель

ОБЖ Парыгин В.И.

Тема «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Цель: Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности на воздушном транспорте, сформировать навыки поведения в случае возникновения аварийной ситуации на воздушно транспорте.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания используемых понятий, умения по теме. Изучить правила безопасного поведения на воздушном транспорте.

Развивающие: развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению на воздушном транспорте.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по поведению на воздушно транспорте.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: вертолет, самолет, аэропорт, стюардесса (стюард), пилот, взлет, посадка, инструктаж, ремень безопасности, кислородная маска, разгерметизация.

Оборудование и материалы

Мультимедийная презентация по теме: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»; видео – фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих на воздушном транспорте; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»; рабочая тетрадь;

Формы работы на уроке: работа с доской, работа с книгой.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания, степени усвоения материала.

    Объяснение нового материала.

    Первичная проверка и закрепление знаний.

    Физкультминутка.

    Проверочный этап (игра)

    Подведение итогов урока.

На доске посередине – число, тема урока: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Ход урока:

Организационный момент.

Речевая зарядка: показ слайдов и работа со словарем по теме «Транспорт, виды транспорта», «Водный транспорт» (1-4 слайд).

Вводное слово учителя:

Есть еще один вид транспорта, который мы с вами не изучали – воздушный транспорт. Какой вы знаете воздушный транспорт (Самолет , Вертолет) (Слайд 5, 6).

Сегодня тема нашего урока (пишу на доске) «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Запишите число, тему урока.

Место, где стоят самолеты, вертолеты называется аэродром , а место, куда приходят пассажиры, для того, чтоб сесть в самолет и улететь называется аэропорт .

В аэропорт вы приходите вместе со взрослыми, предъявляете билет (вопрос детям: что еще?) паспорт, сдаете тяжелые сумки в багаж и проходите через контроль в самолет. На борту вас встречает (кто) стюардесса (стюард), которая показывает вам ваше место, и вы ждете команды (кого) пилота для (чего) взлета. Когда самолет поднимается в небо - это называется взлет , а когда садится на землю-это посадка . Стюардесса проводит инструктаж. Во время взлета вам предлагают соки, воду, завтрак, обед. На борту самолета вы можете поесть, поспать, почитать, посмотреть фильм, воспользоваться туалетом. Запрещено курить, громко разговаривать, смеяться, вы будете мешать другим пассажирам. Аварии самолетов чаще всего случаются в момент взлета или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов находятся в зоне риска.

Любому пассажиру необходимо знать основные правила безопасности, как на земле, так и на борту авиалайнера. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Одна и опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона, то есть нарушение его непроницаемости для газов. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку (упражнения для глаз).

А сейчас мы рассмотрим ситуацию, когда на борту самолета возник пожар (просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте откроем учебник на странице 73 и запишем в тетрадь правила поведения при пожаре в самолете.

Закрепление нового материала.

Давайте поиграем!

На столе лежат карточки с заданиями, каждый из вас выберет карточку и выполнит задание, которое там написано.

Задания:

1.Изобразите работу стюарда на борту авиалайнера (зачем нужен инструктаж);

2.Разгерметизация в салоне, покажите, как правильно надевать кислородную маску;

3.Аварийная посадка самолета, пристегните ремень безопасности (подложите подушку);

4.Подставить картинки к словам на доске;

5.Повтори правила поведения при пожаре в самолете.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

На уроке я узнал (а), что….

Урок мне понравился (не понравился), потому что….

Сообщение оценок и домашнего задания.


Самое обсуждаемое
Луна в овне в гороскопе 1 лунный день в знаке овна Луна в овне в гороскопе 1 лунный день в знаке овна
Миотония Томсена: клиника, диагностика, лечение Что такое миотонический с м неврологии Миотония Томсена: клиника, диагностика, лечение Что такое миотонический с м неврологии
Тест на тему Тест на тему "кислоты, оксиды, основания, соли" Тест 9 оксиды основания кислоты и соли


top