Уголок финансовой грамотности. Что такое финансовая грамотность и где граница между грамотностью и безграмотностью Что необходимо для финансовой грамотности

Уголок финансовой грамотности. Что такое финансовая грамотность и где граница между грамотностью и безграмотностью Что необходимо для финансовой грамотности

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про финансовую грамотность.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое финансовая грамотность.
  2. Зачем быть финансово грамотным.
  3. Как стать более финансово грамотным.

Что такое финансовая грамотность

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

Говоря проще, финансовая грамотность — умение распоряжаться личными деньгами и принятие ответственности за свои решения.

Финансовая грамотность влияет на общее благосостояние человека. То есть, чем лучше человек разбирается в базовых и продвинутых экономических понятиях, тем больше он понимает, как можно улучшить свою жизнь.

Финансовая грамотность населения влияет на общую экономику страны.

Основы финансовой грамотности

  • Знания Налогового кодекса.
  • Теоретического и практического знания бухгалтерии.
  • Составления базового плана доходов и расходов.
  • Знания понятия «Деньги» и их использования.

Эти основы являются фундаментом финансовой грамотности. После них уже можно переходить к расширению своих знаний в области инвестиций, бизнеса, маркетинга и пр.

Уровни финансовой грамотности

Некоторые издания подразделяют финансовую грамотность на уровни: 0, 1, 2 и 3. Четкой классификации этих уровней нет. Можно лишь выделить несколько черт, характерных для каждого:

  • 0 уровень — отсутствие или минимальные понятия о финансовой грамотности.
  • 1 уровень — базовое понятие финансовой грамотности.
  • 2 уровень — использование базовых инструментов инвестирования.
  • 3 уровень — полноценное использование всех финансовых инструментов.

Разница между 1 и 2 уровнем финансовой грамотности намного выше, чем между 1 и 0. Ведь наработать базу по общей информации о бухгалтерском учете, налогообложении и экономических знаниях в целом достаточно просто. Но получить конкретную информацию в области инвестиций гораздо сложнее.

Не стоит думать, что обычному гражданину будет достаточно 1-го уровня финансовой грамотности. Но несмотря на то, что 2 и 3 уровень изучают исключительно инвестиции, без них вы не сможете увеличивать количество своих денег, и как следствие, общее благосостояние.

Грамотность человека на третьем уровне можно выразить следующим образом: большинство его сбережений находятся в акциях и облигациях не только топовых компаний, но и средних предприятий, которые показывают активный рост.

Личная финансовая грамотность

Личная финансовая грамотность — совокупность знаний отдельного человека обо всех экономических явлениях. Общая финансовая грамотность — средний показатель по стране. Повышая личную финансовую грамотность, вы способствуете улучшению экономической ситуации в стране, хоть и косвенно.

На что влияет финансовая грамотность

Как мы уже говорили выше, финансовая грамотность — довольно важный показатель для отдельного человека. Давайте разберемся, на что он влияет.

Чем выше показатель финансовой грамотности, тем больше информации о деньгах и экономике вы знаете. Вы можете знать, как работают банки, финансовые структуры, почему государство не может жить без налогов. Финансовая грамотность позволяет не только узнать много интересного, но и избавиться от стереотипов. Давайте разберемся на конкретном примере.

В нашей стране Центральный Банк на законодательном уровне — обособленная структура. То есть государство РФ не отвечает за долги Банка России, а ЦБ не отвечает за долги Российской Федерации. Банкноты, которые мы держим в руках — обязательства Банка России. Государство к нему юридически не имеет никакого отношения.

То есть, все то, что, как вы думаете, ценно, на самом деле лишь «обязательство», и никакого обеспечения у денег нет. Да, это простая истина, но многие об этом даже не задумываются.

И это только верхушка айсберга. Для государства финансовая грамотность населения — важнейшая часть экономики, участвующая в процессе перераспределения денег. У вас есть свободные финансы, а бизнесмену нужны деньги. Вы покупаете у него долю, а он вам платит дивиденды. Так работает эта система в развитых странах.

5 плюсов быть финансово грамотным

Некоторые люди до сих пор думают, что если они не бухгалтеры и экономисты, то им, вообще, необязательно знать даже азов экономики. Цели у каждого человека разные, но финансовая грамотность — путь к достижению многих из них.

Мы приведем вам пять плюсов финансовой грамотности.

1. Формирование основ финансового мышления.

Финансовое мышление — самая важная черта для предпринимателя. Но большинство думает, что обычному человеку это не нужно. Давайте на примере разберем, что это не так.

В 2014-м году один грамотный автовладелец продавал машину, которая на тот момент стоила 500 тысяч, за 450 тысяч. Это было начало лета, финансовый кризис еще не грянул, но тучи сгущались. Его отговаривали, просили подождать несколько месяцев: найдется человек, который возьмет и за 500 и за 520 тысяч. Но он продал, потом через несколько месяцев курс рубля стремительно падает, и цены на недвижимость и авто летят вниз.

Вот пример финансового мышления. Человек, потеряв в один момент потенциальные 50 тысяч, сэкономил намного больше. И повышая финансовую грамотность, вы сможете увидеть больше или сохранения средств.

2. Повышение благосостояния.

Чем выше ваш уровень финансовой грамотности, тем больше вы зарабатываете. Да, зарплата и грамотность человека часто мало связаны. Но доходы формируются не только из зарплаты. Есть еще инвестиции, которые на западе определяют благосостояние человека. В Америке 2 из 3 семей хранят свои сбережения в ценных бумагах. Получают с них проценты, и к пенсии им, вообще, не нужны дополнительные источники дохода.

Чем лучше вы знаете финансовую систему, тем больше вы зарабатываете.

3. Разгрузка.

Знакомы с таким распространенным стереотипом: «богатые люди много работают»? Он пришел к нам с Запада, где присутствует культ «трудоголизма». Если ты не пропадаешь на работе 60 часов в неделю, значит, ты не работаешь, и у тебя нет денег. Но реальность говорит нам совершенно о другом.

Богатых можно разделить на две большие категории: тех, кто действительно много работает, и тех, кто работает эффективно. Иногда это одни и те же люди, но в большинстве — разные. Те, кто много работает, действительно получают больше. Только и тратят они также много. А еще у них совершенно не остается свободного времени.

Те, кто работают эффективно, наоборот, знают, как работает вся система, и понимают, как можно зарабатывать больше, прилагая к этому меньше усилий. Конечно, результат один — больше денег. Только если вы повышаете грамотность, как мы уже выяснили, вместе с ней растет и финансовое мышление, которое увеличивает ваш заработок.

4. Уменьшение расходов.

Финансово грамотный человек в состоянии контролировать свои расходы. Здесь затронем немного психологии. Вы знаете, как продается большинство товаров в торговых центрах, не основных, за которыми вы идете, а именно дополнительных, которые вы и не планировали покупать? Красочные прилавки, автоматы с кофе, мини-кафе, бары стоят в тех местах, среди которых вы проходите. Вы можете пройти мимо и не тратить деньги, но чаще всего вы выберете что-то и потратите больше.

Также и в жизни. Вы можете избежать дополнительных трат, которые вам навязаны, если будете финансово грамотным. Вы хотите взять кредит? Но лучше подождать 2 месяца и купить вещь самостоятельно. Хотите слетать в отпуск, но в последний момент случилось нечто непредвиденное? У вас есть подушка безопасности.

Чем выше ваш уровень грамотности в вопросах финансов, тем большего количества ненужных расходов вы можете избежать.

5. Снижение рисков.

Нашей финансовой неграмотностью норовит воспользоваться практически каждый. Мы можем легко это увидеть, просто придя в банк. Менеджер будет рассказывать о том, что это дешевый кредит и что вы сможете быстро его погасить. Вы сами знаете, что за такими речами скрывается: дополнительные проценты, страховка, услуги, которые вам не нужны.

Повышая свою финансовую грамотность, вы будете меньше попадать в такие ситуации. Банальный пример: на сайте в банке стоимость потребительского кредита будет указана в районе 20 — 25% годовых. Вроде много, но относительно терпимо. При этом реальная стоимость потребительского кредита будет 40 — 45% из-за дополнительных страховок, навязанного обслуживания и дополнительных функций вроде SMS-информирования и платы за приложение.

На то, чтобы понять основы финансовой грамотности, времени нужно немного. Несколько недель по 1 — 2 часа в день, чтобы почитать профильную литературу и понять, как именно работает финансовая система в целом — этого будет достаточно.

Как повысить финансовую грамотность

Банк России давно пытается ввести программу повышения финансовой грамотности. В некоторых школах сотрудники ЦБ и специально обученные люди проводят курсы лекций, конкурсы и тематические мероприятия, посвященные финансовой грамотности.

Но если вы не школьник, то заниматься придется самостоятельно. Овладеть простой базой довольно легко. Немного профильной литературы, несколько популярных книг, и вот вы уже представляете себе, как все устроено, и как с этим работать.

Чтобы углубить свои знания, придется постараться. Самое важное направление, без которого вы не сможете спокойно наслаждаться жизнью — . Да, вложение денег на Западе сейчас очень развито. И это неспроста.

Еще Теодор Драйзер (в своей «Трилогии желания») писал: «Деньги должны делать деньги» .

А теперь давайте перейдем к более конкретным книгам и учебникам, с помощью которых вы сможете повысить свою финансовую грамотность.

Книги и учебники по финансовой грамотности

Разберемся, с чего начать изучение финансовой грамотности. Сначала поговорим об интернет-ресурсах. Сайты, посвященные инвестированию, обзорам банков и работе кредитной системы страны в целом, помогут вам разобраться, как работает финансовая система страны, и узнать, почему задача перераспределения ресурсов — одна из самых важных для экономики.

Наш сайт как никто другой подходит для повышения уровня финансовой грамотности.

А также, сайты по инвестициям вроде РБК отлично расширяют понимание фондового рынка. На сайте Центрального Банка есть неплохие тесты. В них вы узнаете о признаках фальшивых денег, что тоже будет полезно.

Теперь об учебниках и специализированных книгах:

  1. «Азбука финансовой грамотности» Аведин. В. — базовый учебник, который стоит почитать каждому. Рассказывает о финансовой грамотности, зачем она нужна и почему каждый уважающий себя человек должен изучать её.
  2. Финансовый анализ. Ефимова О. Прикладной учебник по финансовому анализу.

Этих двух книг будет достаточно для того, чтобы вникнуть в суть вопроса. И в конце о бестселлерах литературы. Здесь можно выделить несколько реально значимых книг:

  1. «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки. Книга о том, как правильно пользоваться деньгами. Автобиография.
  2. «Трилогия Желания». История американского предпринимателя, у которого в жизни было все. Взлеты на бирже, собственный бизнес, падения и тюрьма.
  3. «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Это настоящая библия капитализма. Будет полезна для тех, кто хочет понять предпринимательство, и узнать, почему оно так важно для всей страны.

О разных курсах повышения финансовой грамотности однозначного ничего сказать нельзя. С одной стороны, они действительно предоставляют информацию. С другой — в открытом доступе её и так хватает. Лучше не платите N-ую сумму за какой-нибудь курс повышения грамотности, а почитайте книги, которые представлены выше.

Сразу стоит сказать, что блоги и группы Вконтакте вроде «Мышление миллионера» и пр. не принесут никакой практической пользы. В них только цитаты и «вода».

Почитав всю литературу и подписавшись на рассылки сайтов, вы сможете не только повысить свой уровень финансовой грамотности в целом, но и понять, интересно ли вам углубляться в эту тему. Если решитесь, то выбирайте после этого литературу под свой конкретный профиль: налоги, бухгалтерию, общую экономику, инвестирование, биржевую игру и т. д.

Заключение

Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше вы знаете, тем большее количество методов вы можете использовать. Если вы хотите улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности.

Простыми словами, финансовая грамотность — это система знаний и навыков о том, как рационально распоряжаться своими деньгами, ориентироваться в финансовых услугах и не попадаться на уловки финансовых мошенников.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к финансовому благополучию!

Угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении избыточных кредитов, которые не в состоянии погасить, неэффективном распределении личных сбережений. Это же лишний источник стресса — зачем он нам???

Финансовая грамотность нам с вами помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет , принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних долгов , ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества .

Мы с вами, будучи финансово грамотными, в целом лучше подготовлены к кризисным ситуациям и можем лучше защитить себя , лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: разбираться с налоговыми декларациями, выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать инвестиционные и иные финансовые решения и не поддаваться панике. Вот тогда можно за финансы не волноваться и жить в своё удовольствие 😉 .

Финансовая грамотность предполагает способность людей жить по средствам, следить за состоянием своих финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, особенно пенсию, правильно выбирать финансовые продукты и разбираться в финансовых вопросах.

А как же понять финансово грамотны мы или нет? Итак, образ финансово грамотного человека (глазами Центробанка) таков:

1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей).

2. Тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках и/или МФО , он умеет жить по средствам (тратит что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.

3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию). За всем уследить, конечно, невозможно, но нужно знать и понимать, где взять необходимую информацию (из надёжных источников) и использовать её с максимальной выгодой для себя.

4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. Необходимо следить за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.

5. Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

И не стоит полностью надеяться на государство и авось – нужно уже сегодня задумываться о своём финансовом будущем и повышать свою финансовую грамотность . Тем более, что сейчас доступно много материалов для самообразования . Вот и мы пришли на помощь 🙂 .

В данном разделе (да и на всём портале) мы делимся с вами финансовыми советами, обсуждаем важные вопросы из мира личных финансов, следим за новостями и помогаем повысить вашу финансовую грамотность.

Учитесь, применяйте полученные знания на практике и достигайте своих целей!

Ах да, сейчас мы вас сориентируем по разделу:

  • Статьи

    — интересные статьи по финансовой грамотности на каждый день (и ночь, если спать не хочется).

  • Нас не обманешь

    — вооружившись знаниями, вы сможете многое. Здесь мы расскажем нюансы при использовании наиболее популярных финансовых продуктов и услуг (например, что нужно знать, прежде чем взять кредит, и на что стоит обратить пристальное внимание).

  • Личные финансы

    — а вот здесь мы собрали советы по личному финансовому планированию и прочих фишках ваших личных финансов и как ими успешно управлять (да чтоб они не уменьшались, а только увеличивались, а доходы превышали расходы). Эх, вот был бы такой кошелёк, что вечером его ставишь на зарядку, и на утро он опять полный! 😉 Мы постараемся понять, где же взять такую зарядку (а ведь она действительно существует, некоторые называют её «инвестициями»).

  • Обучение

    — наш самый любимый раздел! Здесь мы предлагаем учебные курсы по финансовой грамотности для всех. При успешном окончании курса и сдачи всех онлайн-тестов вы получите сертификат 🙂 . Но знания, полученные при прохождении курсов (и применение их на практике), — это самое ценное, что вы можете взять для себя.

  • — а вот тут мы собрали классные книги, мобильные приложения, интереснейшие фильмы, настольные экономические игры — и всё по финансовой тематике. Эх, превратится это когда-нибудь в наш золотой фонд…

  • Рейтинг финансовой грамотности

Также полезные материалы по финансовой грамотности можно найти в наших группах в социальных сетях (кликайте и присоединяйтесь):

– это ключевая, центральная тематика этого сайта, и поэтому сегодня я решил еще раз остановиться на этой теме и написать статью, которая доступно и наиболее полно раскрывала бы это понятие. Ознакомившись с этой публикацией, вы сложите полное представление о том, что такое финансовая грамотность, что включает в себя это понятие, и для чего это все необходимо каждому человеку.

В статье я буду давать много ссылок на другие материалы сайта, где те или иные вопросы описаны подробнее, поэтому переходите по ним, чтобы узнать больше.

Что такое финансовая грамотность?

Итак, что подразумевается под словосочетанием “финансовая грамотность”, что это такое? Не нужно выдумывать ничего сложного и заумного, достаточно просто заглянуть в словари и посмотреть там, что означают слова, составляющие это понятие.

Финансы – это движение денежных средств, процессы формирования, распределения и использования денежных фондов.

Грамотность – это высокая степень владения человека определенными навыками и умениями.

Соответственно, можно соединить эти понятия и получить вот такое определение:

– это владение человеком принципами формирования, распределения и использования денежных фондов. Другими словами, это умение грамотно распоряжаться личными финансами.

Обратите внимание: нет выражения “денежная грамотность”, ее называют именно “финансовой”. Причина в том, что финансы – это более обширное, более точное, и более правильное понятие, чем деньги (подробнее об этом можно почитать в статье ). Поэтому воспринимать свои поступления и траты как деньги – неправильно и недостаточно, для того чтобы быть финансово грамотным человеком.

Если кратко и доступно обозначить разницу между этими понятиями, то это будет выглядеть так.

Деньги можно:

  • зарабатывать;
  • тратить;
  • использовать для определения стоимости;
  • копить.

Финансы можно:

  • зарабатывать;
  • расходовать;
  • учитывать;
  • распределять;
  • оптимизировать;
  • использовать для создания фондов;
  • резервировать;
  • накапливать;
  • вкладывать.

Отдельно хочу отметить, что финансы можно вкладывать (инвестировать) для того, чтобы они “производили” новые финансы, в этом случае они приобретают уже новое название – .

Финансовая грамотность подразумевает управление именно финансами, а не деньгами: это более широкое и более точное понятие.

Для чего нужна финансовая грамотность?

Для чего вообще нужна финансовая грамотность? Все очень просто. Есть важнейшие сферы человеческой жизнедеятельности, в которых человек просто обязан, на мой взгляд, хорошо разбираться, ориентироваться, быть грамотным. Почему? Потому что на этом основана вся его жизнь, и ему постоянно приходится с этим сталкиваться. И хорошее знание дела, профессиональный подход к решению вопросов – всегда даст лучшие результаты, чем дилетантский и неграмотный.

Если подходить к финансовым делам неграмотно, дилетантски – все эти вопросы так и будут решаться: медленно, не до конца, на “тяп-ляп”. Поэтому и необходима финансовая грамотность: разумный, грамотный, профессиональный подход к распоряжению личными финансами.

Возможно, кто-то думает: “Да что там, я в принципе и так умею распоряжаться финансами. Я зарабатываю деньги, стараюсь зарабатывать их больше, вполне разумно трачу, иногда у меня получается что-то накопить, иногда я беру кредиты, у меня есть пластиковые карты и счета в банках, я отправляю и получаю деньги – я вполне финансово грамотный человек!”. Как правило – это большое заблуждение, которое реально мешает в жизни и тормозит многие жизненно необходимые процессы.

Чтобы было понятнее, я объясню на примере. Вот каждый человек примерно представляет себе, как построить дом. Он знает, что нужно выкопать котлован, заложить фундамент, воздвигнуть стены, положить блоки перекрытия, соорудить крышу, застеклить, установить двери, сделать внешнюю и внутреннюю отделку. Вроде все понятно и всем давно известно. Но сможет ли реально любой человек спроектировать и построить качественный, надежный, красивый дом? Даже если у него будут в распоряжении все необходимые ресурсы? Даже если он будет просто управлять и руководить этим процессом? Нет! Не сможет! То, что он построит, не будет соответствовать нормам и стандартам, где-то будет неправильным, неэстетичным, и даже опасным для жизни: при каком-то малейшем стихийном бедствии дом, построенный дилетантом, может не выдержать и рухнуть! Качественно построить дом может только грамотный, профессиональный прораб!

Точно так же все обстоит и с финансовой грамотностью. Считать себя финансово грамотным – еще не значит быть им! Управление личными финансами должно подчиняться выработанным правилам и стандартам, которые уже на деле доказали свою эффективность и правильность. Это наука, которую необходимо изучать, осваивать и внедрять на практике. Это то, к чему необходимо формировать профессиональный подход.

Что включает в себя финансовая грамотность?

Чтобы было еще понятнее, далее я приведу основные направления, которые затрагивает финансовая грамотность, которые необходимо изучать, знать и применять. Как раз на примере дома я уже однажды разбирал понятие (тоже стоит прочесть), а понятие финансовая грамотность еще немного шире. Итак, что она в себя включает?

Умение зарабатывать деньги. Финансово грамотный человек, в первую очередь, должен знать, . И эти знания и умения не должны ограничиваться единственно возможной традиционной работой. Способов заработка гораздо больше, они предполагают получение . Я не говорю, что надо обязательно использовать их все, но их точно должно быть более одного, потому что доход из одного источника (даже кажущегося очень надежным) – это всегда огромный риск. Нужно уметь видеть возможности для заработка во всем, и использовать то, что вам больше по душе. При этом ориентироваться желательно именно на .

Умение экономить. Это один из компонентов умения тратить, но его я решил выделить отдельно. Наблюдения показывают, что у большинства людей совершенно искаженное представление об экономии: они считают, что экономить – это “жаться”, отказывать себе в чем-то, недополучать что-то жизненно необходимое, и т.д. В общем, многие подвержены влиянию ряда мифов и стереотипов об экономии. На самом же деле экономия – это просто бережливость, а экономить – значит бережно расходовать личные финансы. Больше на эту тему можете почитать тут: и в других статьях сайта на тему экономии.

Умение планировать. Для чего необходим учет? Для того, чтобы наглядно видеть свои прошлые расходы, и на основе этого планировать будущие. Финансовая грамотность подразумевает наличие краткосрочных и долгосрочных финансовых планов и следование им. Как их составлять – можно почитать тут:

Умение оптимизировать. Финансово грамотный человек должен уметь оптимизировать свой бюджет, то есть, грамотно распределять свои траты в порядке приоритета, чтобы исключить вероятность нехватки финансов на что-то действительно важное и срочное. Как это можно сделать – в статье .

Умение инвестировать. Высшее умение, которое включает в себя понятие финансовая грамотность – это умение инвестировать: вкладывать деньги, чтобы они приносили новые деньги, создавать себе источники пассивного дохода. Это непросто, и всегда связано с рисками, тем не менее, это необходимо – это главный инструмент для достижения , высшего финансового состояния человека. Инвестированию на этом сайте посвящен целый раздел, начать можно, например, со статьи

Умение пользоваться банковскими услугами. В процессе управления личными финансами любой человек будет неизбежно постоянно сталкиваться с банками, их продуктами и услугами. И он просто обязан неплохо в них разбираться, уметь отличать выгодные продукты, тарифы, сделки от невыгодных, чтобы не терять, а зарабатывать на услугах банка, чтобы отношения с банком были партнерскими, а не кабальными, как это часто бывает. Банкам и банковским услугам тоже посвящен отдельный раздел на сайте: пользуйтесь поиском по сайту, читайте, изучайте то, что интересно вам в первую очередь – материалов уже очень много.

Базовые знания экономики. И, наконец, финансовая грамотность предполагает знание и понимание основных экономических процессов, происходящих в государстве, в первую очередь – тех, которые оказывают самое прямое влияние на состояние личных финансов: , и т.д. Экономика и ее процессы тоже рассматривается в отдельном разделе сайта – заходите, изучайте.

Где научиться финансовой грамотности?

Ну и в заключение – о том, где можно научиться финансовой грамотности, где узнать обо всем этом, если это так важно. К сожалению, этому сейчас практически нигде не учат. Лично у меня диплом по специальности “Финансы”, но личным финансам там не было уделено ни одного занятия ни по одному предмету. В целом, я уже не раз делал выводы, что финансово грамотные люди невыгодны государству: ими сложнее управлять, их сложнее заставить жить в каких-то нужных рамках.

Государству куда проще держать людей в сильной денежной зависимости – это отличный инструмент управления. Ведь государство наделено функцией производства денег, может производить их столько, сколько посчитает нужным, а его граждане вынуждены эти деньги зарабатывать.

Поэтому обучение финансовой грамотности в учебных заведениях пока не получило широкого распространения. Хотя определенные подвижки в этом есть, что радует, но все равно этого явно недостаточно. Поэтому научиться финансовой грамотности в достаточном объеме сейчас можно только самостоятельно, проявив к этому стремление и интерес. Основных источников обучения я могу выделить три:

  1. Литература по финансовой грамотности (книги отечественных и зарубежных авторов).
  2. Частные курсы, семинары, вебинары, тренинги по финансовой грамотности.
  3. Сайты, обучающие финансовой грамотности.

Что выбрать, на чем заострить свое внимание – каждый вправе решать сам, и хорошо, что в этом случае есть выбор. Я бы хотел остановиться на третьем пункте, поскольку он самый доступный, а главное – бесплатный.

Я сам, увидев проблему низкой , решил внести в ее решение свой вклад, и создал этот сайт – , который на сегодняшний момент уже стал достаточно известным, популярным и авторитетным интернет-ресурсом, одним из лучших в своей тематике (кому интересно – можете почитать, например, – там много наглядной статистики). Уже сейчас здесь опубликованы более 1150 уникальных авторских статей с материалами, которые помогут вам повысить свою финансовую грамотность. Доступ ко всем материалам сайта совершенно бесплатный, платить за что-либо здесь вам не придется, в отличие от многих других похожих проектов.

Здесь собрано все необходимое для того, чтобы развить и повысить свой уровень финансовой грамотности, научиться управлять личными финансами, повысить свое финансовое состояние, а значит, жить лучше в современных реалиях.

Я всегда готов к диалогу со своими читателями в комментариях и на , где уже общается немало интересных людей, для которых финансовая грамотность – не пустые слова, и которые уже достигли хороших результатов в управлении личными финансами, а также те, кто находятся только в начале этого пути. Лично мне всегда интересно читать и обсуждать финансовые истории других людей, где могу – я всегда помогаю советом.

В общем, вот вам реальная и конкретная возможность повысить финансовую грамотность, а как вы ей воспользуетесь и воспользуетесь ли – это уже ваше решение.

В любом случае, хотелось бы, чтобы количество финансово грамотных людей было как можно большим! Так будет лучше для всех и для каждого! Увидимся на страницах сайта!

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  • «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  • «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  • «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  • «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  • «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  • «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу , я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  • На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  • На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  • На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  • На развитие внимания; (приложение 4)
  • На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическая грамотность - первая ступень к развитию компетентности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств , а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  1. «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  2. «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  3. «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  4. «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  5. «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  6. «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу , я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  1. На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  2. На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  3. На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  4. На развитие внимания; (приложение 4)
  5. На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

(с ответами)

Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами. В том числе, я использую соответствующие задания на формирование знания учебного материала типа:

  1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
  2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
  3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
  4. Найдите в тексте возможные ошибки
  5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.

1. Задания, направленные на формирование знания учебного материала.

№1. Определите, верное или ложное данное соответствие:

а) Природные ресурсы – машина Неверно

б) Капитальные ресурсы – деньги Неверно

в) Трудовые ресурсы – парикмахер Верно

г) Нефть – ресурс Верно

д) Блага – товар или услуга Верно

№2. Определите, верно, ли составлена данная схема:

Ответ: Схема составлена неверно. Ресурсы в экономике ограничены, а потребности– безграничны.

№3. Верны ли следующие утверждения:

Ответ : 1. Заработная плата – это доход от фактора производства «труд». Верно

2. Капитал - это деньги предприятия. Неверно

3. Ресурсы в экономике – ограничены. Верно

4. Проблема выбора - это всеобщая проблема. Верно

5. Проблема выбора существует только в бедных странах. Неверно

6. Труд, земля, капитал – это факторы производства. Верно

7. Рента – это доход на фактор производства «капитал». Неверно

8. Ресурсы - это факторы производства. Неверно

9. Потребности человека безграничны. Верно

№4. Верно, ли составлена таблица?

Характерные признаки конкуренции и монополии.

Ответ: Таблица составлена верно, в ней перечислены основные признаки конкуренции и монополии.

№5. Найдите в тексте ключевые слова по теме «Торговля»:

Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы нуждались в мясе. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное хозяйство, т.е. хозяйство, где производили такие изделия, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок. Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться.

Ответ: ключевые слова - разделение труда, обмен, товарное хозяйство, рынок, товары, услуги, цена.

№6. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

Купцы и промышленники в нашей стране славились не только богатством, но и способностью помочь людям и обществу. Многие из них занимались меценатством и благотворительностью. Например, Третьяков Павел Михайлович , российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Бугров Николай Александрович (1837-1911), нижегородский купец, промышленник, миллионер. Из старообрядцев. Владел паровыми мельницами. Подарил Н. Новгороду здание Городской думы, строил приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на реке Иргиз.

Из тульских кузнецов, с 1720 - дворяне, в кон. 18 в. вошли в круг знати, основали св. 50 заводов (40% чугуна в стране).

Никита Демидович Антуфьев (1656-1725), родоначальник, организатор строительства металлургических заводов на Урале. Его дело продолжил его сын Анкифий. Он расширил и приумножил дело отца. Его сыновья заводским делом интересовались мало. Старший сын прославился своей благотворительной деятельностью, жертвовал большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам Московского университета. В 1772 он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, создал ботанический сад. Разведением разнообразных растений прославился и средний сын, также не желавший заниматься заводами. В свою очередь, младший сын Григория Павел стал известен как естествоиспытатель, подаривший в 1803 Московскому университету свою коллекцию минералов, а также обширную библиотеку. В том же году он основал в Ярославле знаменитый Демидовский лицей, а уже в 1880-е гг. на завещанные им деньги был открыт Томский университет.

Ответ: 1. Купец, промышленник Третьяков - создатель национальной художественной галереи.

2. Нижегородский купец Бугров Н. А. - строил приюты, школы и др.

3. Демидовы, российские заводчики и землевладельцы - жертвовали большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам, основали лицей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПОНИМАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

№1. Прочитайте словами (расскажите) данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.).

1. ресурсы –> затраты –> себестоимость -> цена -> доход –> прибыль

Ответ: Предприниматель закупает ресурсы, то есть несет затраты, которые учитывает при расчете себестоимости товара и установление цены. От продажи предприниматель получает доход. Для расчета прибыли необходимо из дохода вычесть затраты.

2 . разделение труда –> излишки –> обмен –> товарное хозяйство

Ответ: Когда возникло разделение труда, стали появляться излишки товара, которые люди обменивали, то есть стали формироваться товарные отношения.

№2. Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Основа эквивалентности – одинаковые затраты труда на изготовление обмениваемых товаров. Никто не хочет проиграть, хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Товарный обмен – это способ обмена результатами труда между изготовителями и потребителями, основанный на взаимной выгоде.

Ответ: затраты труда – товар - эквивалентность - товарный обмен - выгода

№3. Учащимся предлагается следующая информация:

Составьте 5 - 6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Главным фактором производства в любой экономике является «труд» - физические и умственные способности человека, направленные на производство товаров или услуг. Подлинное богатство любой страны – это люди, участвующие в создании благ.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу. Функции человека в процессе труда и производства не ограничиваются только непосредственным трудом на рабочем месте, он выступает и как организатор производства. В процессе производства все факторы действуют, не изолировано, а взаимодействуют друг с другом, они могут влиять друг на друга. В результате процесса производства человек создает экономическое благо. При продаже он получает доход, часть которого идет на выплату заработной платы. Заработная плата - это плата за труд, стимул к труду. Размер заработной платы зависит от качества и количества труда. Чем лучше и быстрее человек выполняет работу, тем больше его заработная плата.

Вопросы :

  1. Почему люди – это богатство любой страны?
  2. Зачем человек трудиться?
  3. В каком качестве может выступать человек в процессе производства?
  4. Что такое труд?
  5. Что такое заработная плата?
  6. Что создается в процессе труда?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

УМЕНИ И НАВЫКОВ.

№1. От чего зависит размер заработной платы?

Мой папа окончил институт, и теперь работает инженером на заводе уже 17 лет, он следит за технологическим процессом, ему подчиняются рабочие. Его зарплата составляет 15000 рублей.

Моя мама, окончила педагогическое училище, и работает в детском саду «Солнышко». Она очень любит свою работу, любит играть и заниматься с детьми. Ее заработная плата составляет 3500 рублей.

А моя старшая сестра оканчивает престижный экономический институт, и проходит практику в частной фирме бухгалтером, ее зарплата составляет 5000 рублей. Директор фирмы повысит ей зарплату, когда у нее появится опыт работы по специальности.

Ответ: Заработная плата зависит от: профессии, образования, опыта, престижа профессии.

№2. Найдите экономические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.

Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и неэкономические блага. Даровые блага – это блага, которые доставляются природой с приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в ограниченных количествах, не превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек может существовать.

Блага, количество которых не ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для собственного потребления.

Ответ: Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и экономические блага . Даровые блага – это блага, которые доставляются природой без приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в не ограниченных количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек не может существовать.

Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена или для продажи на рынке.

Задание №3.

Задача: В семье 5 человек, из них 2 человека работают. Отец – инженер на заводе, его зарплата 10000 рублей, мама – бухгалтер, ее зарплата 8000 рублей. Старшая сестра учится на менеджера и получает стипендию 1200 рублей. Детское пособие составляет 200 рублей на ребенка. В месяц семья платит за коммунальные услуги 2500 рублей, на питание расходует -7000 рублей, транспортные расходы – 650 рублей. Старшей сестре купили зимнее пальто, стоимостью 5000 рублей, а дети сходили в театр, где стоимость одного билета – 100 рублей. Затраты на учебу составляют 1000 рублей. Определить:

а) доходы семьи;

б) постоянные расходы семьи;

в) переменные расходы семьи;

г) бюджет семьи.

Решение:

Доход семьи=10000+8000+1200+200*2=19600 (рублей)

Постоянные расходы = 2500+7000+650+1000=11150(рублей)

Переменные расходы=5000+200=5200(рублей)

Общие расходы = 11150+5200=16350 (рублей)

Бюджет семьи=19600-16350=3250 (рублей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ВНИМАНИЯ

Задание №1

  1. Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:

бартер - специализация - торговля – разделение труда - появление излишков

Ответ: разделение труда - специализация - появление излишков – бартер - торговля

  1. Соотнесите различные понятия между собой:

а) личные потребности подъемный кран

Общественные потребности портфель

Производственные потребности уличный фонарь

б) доход = расходам дефицит бюджета

Доход > расхода сбалансированный бюджет

Доход

Ответ:

а) личные потребности портфель

Общественные потребности уличный фонарь

Производственные потребности подъемный кран

б) доход = расход дефицит бюджета

Доход > расход сбалансированный бюджет

Доход

Задание №2.

Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

разделение труда => специализация => появление излишков =>….

Ответ: разделение труда => специализация => появление излишков =>обмен

Причины появления обмена.

Задание№3.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является (орудия труда, человек). Орудия труда - это (ткань, ножницы, нитки, швейная машинка) то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это (сковорода, ложка, соль, мука) то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает (предмет труда, благо)

Ответ: Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является человек. Орудия труда - это ножницы, швейная машинка то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это соль, мука, то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает благо.

Задание№4.

Найдите ошибку в определении:

  1. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, с участием денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, без участия денег.
  5. Спрос – желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.

Ответ:

  1. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, без участия денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, с участием денег.
  5. Спрос – желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.

Задание №5. Найдите ошибку в схеме.

Ответ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Задание №1.

На примере вашей семьи докажите, что семья это часть экономической системы.

Составьте экономическую сказку на тему «Моя семья – часть экономики. Она участвует в экономической жизни страны – платит налоги, и пользуется общественными благами».

Задание №2.

Объясните с научной точки зрения, почему товарное хозяйство получило преимущества в ходе эволюции человека.

Задание №3.

Производства это постоянный, замкнутый процесс, в котором обращаются ресурсы. Докажите это с помощью схемы.

производственные

общественные

личные

потребности

желание

нужда

ресурсы

потребности

ограничены

безграничны

проблема

выбор

вторичные

первичные

Расходы семьи

Постоянные расходы

Переменные расходы

Питание

Расходы на учебу

оплата за

Квартиру

поездка в отпуск

Покупка лекарств

посещение кино


Финансовая грамотность представляет собой умение распоряжаться собственными средствами, осознавая степень ответственности за принимаемые решения. Овладеть базовыми знаниями просто – достаточно ознакомиться с тематической литературой, посетить лекции, семинары. С чего начать изучение?

Основы финансовой грамотности

Экономически грамотная личность способна контролировать доходы-расходы, выгодно распоряжаться финансами, повышать уровень благополучия. Успешен не тот, кто зарабатывает много, а тот, кто способен осознанно тратить, вкладывать.

Для погружения в мир управления финансами онлайн-курс: экономика и монетизация.

Наиболее доступный инструмент получения знаний, конечно же — книги. Самая популярная книга по теме финансовой грамотности — это бестселлер Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» . Посмотрите на деньги другими глазами: глазами обеспеченного человека. Роберт сравнивает жизнь собственного отца (представляя его «бедным папой») и папы приятеля («богатый папа»). Его основная идея заключается в том, что финансовое благополучие не является результатом глубоких финансовых знаний, а скорее психологическим аспектом в .

Бизнес-тренер Роберт Кийосаки утверждал, что рассматриваемое понятие включает:

  • Теоретическое базовое понимание налогового кодекса;
  • Теоретическое и практическое знание бухгалтерского учета;
  • Умение составлять элементарный план доходов-расходов;
  • Знать определение понятия «деньги» и понимать, как ими пользоваться.

Обучение занимает немного времени даже для «чайников» — всего несколько недель. Успешных людей отличает стремление усовершенствовать полученные навыки , практически использовать их.

Отличия экономически грамотного человека

Отличия безграмотного человека Отличия грамотного человека
Принятие необдуманных решений, негативно отражающихся на благополучии Ведение письменно или с помощью программ учета доходов-расходов
Приобретение невыгодных кредитных продуктов, участие в пирамидах Осознание собственного уровня, отказ от спонтанных навязанных кредитных продуктов
Приобретение малоэффективных инвестиций, пенсий Умение находить источник информации по экономике
Неумение пользоваться рыночными преимуществами Осторожное инвестирование денежных средств – тщательное изучение всех вариантов
Уменьшение количества личных заработанных денег Откладывание денег на случай серьезной болезни, увольнения, прочих обстоятельств

Денежная неграмотность приводит к пагубным последствиям, поэтому теоретическими экономическими знаниями должны обладать все без исключения.

Способы приобретения

В книге Павла Богрянцева «Как быть всегда при деньгах» такие полезные и практические советы, о которых не рассказывают в школе. Это современный подход к теме достижения финансового благополучия выработанный на личном опыте Павла. Его посыл следующий: каждый может добиться финансового благополучия. Как это сделать и какие горизонты открывают финансовые возможности — читайте в книге.

Откладывать ежемесячно с заработной платы недостаточно, чтобы считаться грамотным человеком. Знания макро- и микроэкономических основ, ознакомление с кредитными организациями, постановка и выполнение стратегических целей – основы экономического развития. Наше время – время информации, поэтому обучиться можно многими методами. Помогает ответить, как повысить уровень:

  • Изучение экономических трудов, книг;
  • Обладание информацией об экономической ситуации России, законодательных изменениях;
  • Пользование специальными программами для контроля доходов и расходов;
  • Изучение книг, видеоуроков и курсов, например: 7 секретов финансовой психологии ;
  • Прослушивание лекций, семинаров по повышению уровня финансовой грамотности.

Повысить финансовую грамотность помогает изменение отношения к . Психология потребления не приводит к процветанию – средства не зарабатывают для скоропостижных ненужных трат. Выход за рамки инстинктов обывателя – гарантия успеха. Современная позволяет получить полезные знания и пошаговые инструкции в виде онлайн-курсов на психологическом уровне от специалистов, что ведет к финансовому благополучию.

Создание пассивного вклада

Пассивным вкладом также называют инвестирование денег для получения выгоды. От непосредственной деятельности это не зависит – мест, куда можно вложить деньги достаточно много. Главное правило – образование нескольких источников вклада. Соблюдать это правило важно для . Экономисты рекомендуют направлять денежные средства разнообразно – не стоит вкладывать только в недвижимость или приобретение акций.

Примеры создания пассивного дохода:

  • Вклад в банке – чем больше сумма, тем выгоднее рента;
  • Приобретение акций, игра на бирже;
  • Получение денежных средств от рекламного размещения на своем сайте;
  • Инвестирование в недвижимое имущество;
  • Вложения в партнерский или свой бизнес;
  • Получение денег после написания книг, создания приложений, программ собственного авторства.

Современные интернет технологии позволяют создать и другие источник пассивного дохода, например: майнинг-фермы.

Этой технологии посвящено много публикаций, так как майнинг стал весьма популярной моделью бизнеса и очень быстро развивается.

Практическое применение

Применение основ на практике не подразумевает кардинальное изменение жизни – увольнение с работы, начало предпринимательской деятельности. Главное – зарабатывать на активах, грамотно распределять средства, при этом оставлять основной источник дохода.

Экономически неграмотные люди создали миф, что цель банка – заставить взять невыгодный кредитный продукт обманом. Это заблуждение, так как крупные организации достаточно заинтересованы в грамотных клиентах. Банку выгодно, чтобы сам клиент обслуживался в организации, рекомендуя коллегам, друзьям, родственникам.

Для повышения грамотности характерно обнаружение факта, что банковская организация – партнер для сбережений.

Множество для учета доходов, имеющих общие принципы:

  • Контроль доходов-расходов;
  • Удаление бессмысленных затрат;
  • Обозначение главных расходов (коммунальные расходы, расходы на еду, предметы гигиены и т. д.);
  • Распределение денег;
  • Обозначение части средств, которую можно инвестировать.

Пример программ — «Ежедневные расходы», «Кошелек – финансы и бюджет», «MoneyFy».

Полезные книги

Интернет и полки книжных магазинов – источник множества книг, способствующих обучению финансовой грамотности. Конечно первой из таких книг по популярности считается «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки.

Отец автора все время прилежно трудился государственным служащим, имея небольшой источник дохода. Отец приятеля был предпринимателем, рассказывая Роберту об экономических основах. Автор признает — благодаря его урокам он стал богатым человеком.

Роберт считает, что богатые покупают активы, бедные лишь расходуют, а средний класс приобретает пассивы, думая, что получает активы. Разберемся с этими понятиями.

Активом можно назвать то, что приносит денежные средства. Пассивом – что их тратит. Например, пустующий дом — пассив. Если он сдается, он превращается в актив. Написанная собственная книга — пассив, изданная и приносящая выгоду — актив.

Также миллионер разбирает понятие «инвестирование», дает советы, рекомендации, приводя точные цифры из личного опыта.

Полезные и очень доступные по цене интернет-курсы по финансовой грамотности еще раз доказывают, что возможность улучшить благосостояние есть у любого человека.

Книга «Путь к финансовой свободе» Бодо Шеффера не утратила актуальности до сих пор. Подробно рассказывается о начале бизнеса, вложениях, важности отдавать долги, правильном распоряжении денежными средствами. Книга подойдет, как учебник финансовой грамотности для начинающих. Автор описывает возможный путь из статуса обычного рабочего к обеспеченности, стабильному доходу.

В книге «Самый богатый человек в Вавилоне» авторства Джорджа Клейсона рассказывается об основах инвестирования. Он предлагает выработать определенные привычки, например:

  • Откладывание десятой части от собственных доходов;
  • Контроль расходов;
  • Приумножение богатства, недопустимость бессмысленного хранения сбережений;
  • Оценка риска, прибыльности вложений;
  • Устройство дома должно олицетворять личные желания, а не соседей;
  • Совершенствование навыков заработка денежных средств;
  • Обеспечение пенсии самостоятельно.

Тематические сайты

На просторах интернета легко найти практически любую информацию, тематика «экономическая грамотность» — не исключение. Лучшие сайты, помогающие научиться денежной грамотности:

  • Финансовая онлайн-игра Денежный поток созданная Робертом Кийосаки расширит ваши знания. Цель игры — сделать вас финансово независимым человеком.
  • Финаграм . На сайте найдется ответ на каждый вопрос из области экономики, также там находится множество информации на тему финансовой грамотности для начинающих.
  • Финграм ТВ образован Ассоциацией банков России. Там есть пошаговая инструкция приобретения денежной грамотности с нуля.
  • Азбука финансов проект, образованный платежной системой Visa. Он сделан специально для жителей России. Сайт содержит подробную информацию о платежной системе.
  • «Курс для людей, которые зарабатывают меньше, чем они могут » способен перевернуть ваше представление о материальном благополучии, вариантах заработка и посмотрим по-новому на ваши отношения с финансами.

Азбука финансов проект платежной системы Visa

Не деньги управляют личностью, а личность ими – закон, который должен уяснить каждый человек. Долговые ямы, приобретение товаров «не по карману» для мнимого статуса, бессмысленные растраты тормозят развитие, уменьшая шансы приобрести успех и процветание.


Самое обсуждаемое
Значение имени Ильяс. Что значит имя Ильяс Значение имени Ильяс. Что значит имя Ильяс
К чему снится ликер. Магия чисел. Сонник: к чему снится Автомобиль К чему снится ликер. Магия чисел. Сонник: к чему снится Автомобиль
Девятые зимние олимпийские игры Американец берет автограф Девятые зимние олимпийские игры Американец берет автограф


top