Главный храм Бали — Пура Бесаких. Храм Пура Бесаки – главный храм Бали Современным культовым сооружениям пура бесаких

Главный храм Бали — Пура Бесаких. Храм Пура Бесаки – главный храм Бали Современным культовым сооружениям пура бесаких

Хр ам Бесаких (Pura Agung Besakih) считается главным на Бали. Он также входит в число священных хр амов острова, которых здесь всего девять.

Более 1000 лет назад его построили на действующем вулкане Агунг для защиты местных жителей.


На этой странице вы найдете подробное описание храма, его историю и узнаете, почему он называется материнским (хр амом матери). Также я расскажу вам, где он находится, как добраться до него из разных районов Бали. Кроме того, я познакомлю вас с достопримечательностями, которые находятся рядом.



Говорят, что Бали — остров тысячи храмов. Это действительно так. Здесь святилища находятся буквально повсюду — от небольших семейных алтарей во дворах балийских домов до огромных храмовых комплексов. Всю тысячу хр амов вы вряд ли успеете посетить, а вот посмотреть главный храм Бали я вам настоятельно рекомендую.

Почему же Бесаких является главным храмом?

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura Ag ung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung) . Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

Конечно, в таком месте просто нельзя было построить скромный храм. Поэтому балийцы возвели здесь целый комплекс, состоящий более чем из 86 религиозных сооружений. Это действительно огромная территория. Здесь только для туристов доступно около 3 0 000 квадратных метров, а все постройки располагаются на площади более 15 0 000 м2. Это самый крупный храмовый комплекс на всем острове.



Кроме того, Бесаких — это еще и самый древний балийский храм. Ученые выяснили, что некоторые элементы (такие как алтари и лестницы) имеют возраст свыше 2 000 лет. А это значит, что святилище в этом месте находилось еще до распространения индуизма на Бали. Скорее всего, на месте нынешнего храма было расположено языческое священное сооружение, где местные жители приносили дары духам своих предков.

Все это позволяет смело заявлять, что Бесаких действительно является главным храмом Бали. К тому же, у него еще есть богатое прошлое, о котор ом я расскажу вам дальше.

История храма Пура Бесаких

Первые письменные упоминания об этом месте датируются началом XI века. Но эти упоминания касаются уже существующего храма, а не его строительства. А вот когда он был построен — вопрос менее ясный. Есть легенды, в которых упоминается некий странствующий монах, построивший Бесаких в VIII веке. Но документальных сведений об этом событии не осталось. Также, по преданиям, другим основателем мог быть раджа Кесар и, живший в начале X века. Но откуда тогда взялись алтари возрастом в два тысячелетия? Вероятно, Кесари лишь расширил храм, который уже существовал до него.

Вообще, Бесаких расширялся и достраивался почти каждое столетие. Ученые выяснили, что Агунг Панатар ан (центральный храм, посвященный Шиве) – одно из трех главных святилищ комплекса, — был построен в XVII веке. В летописях говорится, что многие балийские короли в разные времена выделяли деньги на строительство храма.

С XI века Бесаких долго не упоминался ни в одном документе. И лишь в XV веке, когда политический центр Бали переместился в центральную часть острова, храм вновь стал фигурировать в различных летописях. В частности, есть упоминания о том, что Бесаких является государственным храмом, в котором находится мавзолей.


Известно, что во время стихийных бедствий балийцы укрывались в этом храме, а в остальное время приносили жертвы богам, чтобы искупить грехи. Устраивались даже церемонии жертвоприношения, во время которых закалывался тигр, буйвол, корова и черная обезьяна.

Одним из самых знаковых событий в истории Пура Бесаких можно считать извержение вулкана Агунг в 19 63 году. Весной этого года должно было проводиться празднование Eka Dasa Rudra (Эка Даса Рудр а), праздника духовного очищения, проводимого раз в столетие. Незадолго до этого, в феврале, было зафиксировано повышение температуры почвы у подножья вулкана.

Жрецы посчитали это плохим знаком. Они были уверены, что это гнев богов, и празднование Эка Даса Рудра нужно перенести на другой год. Однако их никто не послушал – ведь все уже было готово к началу церемонии. Жрецы не ошиблись. 18 марта 19 63 года кратер Агунга взорвался и выбросил из себя потоки лавы. Они сошли по склонам вулкана и уничтожили все на своем пути. В результате извержения погибло более 1000 людей, многие балийцы остались без крыши над головой. Примечательно, что в это же время жители некоторых европейских стран наблюдали красные закаты. Говорят, это связано именно с событиями на Бали.

С тех пор сейсмологи пристально следят за активностью кратера вулкана. Но есть один примечательный факт, который местные жители расценивают как благосклонность богов. Дело в том, что во время извержения Бесаких совершенно не пострадал. Несмотря на то, что он находится на склоне вулкана, потоки лавы обошли его стороной. Было это случайностью, или действительно волей богов – никто не знает. Но балийцы уверены, что именно храм спас остров от чудовищных разрушений. Хронологию извержения вулкана Агунг в настоящее время можно проследить в разделе Вулкан Агунг - новости .

Часто Бесаких называют «храмом матери», но правильнее будет — «материнский храм». Для местных жителей он имеет очень большое значение. Он защищает остров от стихийных бедствий и помогает общаться с богами. Это самый главный и древний храм на Бали, именно он стал источником распростр анения индуизма в этих местах. Поэтому он и является материнским.

Описание храмового комплекса Бесаких

Весь комплекс состоит из трех основных храмов. Каждый из них посвящен одному из божеств индуистского пантеона (его еще часто называют Тримурти или Трисакти).

В эту триаду входят:

  • Бр ахма – бог-создатель
  • Вишну – бог-хранитель
  • Шива – бог-разрушитель

Храм позволяет молиться всей троице в целом, или же каждому божеству отдельно. По сути, так устроен почти каждый балийский храм.

В Бесаких устройство храмов следующее:

  • В центральной части комплекса находится самый большой храм – Агунг Панатаран. Он состоит из трех дворов, которые располагаются как бы ступенями друг над другом. Здесь поклоняются Шиве.
  • Чуть восточнее находится второй храм – Дангин Кретег. Он посвящен Брахме.
  • Третий хр ам – западнее. Он называется Бату Мадег и посвящен, соответственно, Вишну.

Интересно то, что каждый из храмов построен и поддерживается за счет одного из балийских округов. Так, например, Агунг Панатаран финансируется Клунгкунгом, а Дангин Кр етег – Карангасемом. Бату Мадег поддерживает округ Бангли. У других округов здесь нет больших храмов, но есть отдельные постройки (например, у Гианьяра , Бадунга, Булеленга и Табанана). Таким обр азом, Бесаких является как общим для всех балийцев, так и главным святилищем для жителей некоторых округов.

Кстати, здесь же можно найти небольшие алтари, принадлежащие представителям балийской аристократии.

С точки зрения архитектурной проработки, наиболее интересен будет храм Агунг Панатар ан. На его территории расположено около 5 0 ритуальных сооружений.

Как я уже говорил, храм состоит из трех дворов:

  • Первый двор. Чтобы попасть в него, нужно подняться по лестнице из 5 2 ступеней. Сама лестница по бокам украшена скульптурами индуистских божеств, а на ее вершине расположены традиционные расщепленные ворота – Чанди Бентар. Первый двор является как бы прихожей. Основные же постройки расположены во втором и третьем.
  • Второй двор. Сюда ведут большие ворота, щедро украшенные каменными декорациями. За ними расположен трон для божеств. Поскольку этот храм посвящен Шиве, он восседает посреди, а по бокам от него расположились Брахма и Вишну. Здесь же, во втором дворе, находится помещение Санухан-Агунг. В нем во время больших праздников собираются боги и принимают дары балийцев. Рядом находится Бале-Агунг. Это крытый павильон, в котором вместо стен – 2 4 колонны. Здесь местные жители могут помолиться. Еще одно здание – Паведажан. Но для посторонних оно закрыто, так как предназначено для священнослужителей.
  • Третий двор. И, наконец, чтобы попасть в третий двор, нужно опять же преодолеть лестницу. Территория двора оформлена в виде террас, находящихся одна над другой. Здесь находятся меру – традиционные религиозные постройки в виде башен, напоминающие пагоды. Одна из них, кстати, служит сокровищницей храма. В ней также хранятся документы и летописи, связанные с Бесаких.

Можно заметить, что меру в храме разной высоты, и у них разное количество ярусов. Это связано с тем, что каждая меру посвящена какому-либо богу. Чем выше почитается тот или иной бог, тем выше ярусов у меру, которая ему посвящена. Например, 11-ярусные меру построены в знак уважения Шиве.

В третьем дворе также располагается храм кузнецов – Панде Веси. А на самой вер хней террасе стоят две закрытые постройки. Одна из них посвящена богу Шиве, а вторая – предкам бывших раджей Клунгкунга, которых тоже считали божествами.


Во время религиозных праздников территорию храма, как правило, украшают. Если вы окажетесь здесь в один из праздничных дней, то наверняка заметите, что среди прочих преобладают четыре цвета – белый, красный, черный и желтый.

Эти цвета символизируют определенных божеств:

  • Белый – это цвет бога Шивы
  • Кр асный цвет принадлежит Брахме
  • Черный цвет соотносится с Вишну
  • Желтый цвет принадлежит верховному богу по имени Ида Санхьянг Види Васа

Эти же цвета используют и в других святилищах во время больших праздников. Вообще, праздники в Пура Бесаких – это важная часть жизни храма. Здесь традиционно отмечают Галунган – праздник победы добра над злом. Он завершается праздником Кунинган – встреча с духами предков за праздничным столом. В первое посленовогоднее полнолуние в храме ежегодно отмечается Бхатара Тур ун Кабех, этот праздник обычно приходится на март или апрель и длится около 10 дней. В эти дни можно увидеть ритуальные танцы, театр теней и различные спектакли, а также услышать традиционный балийский оркестр, стать свидетелем местных церемоний.

Отдаленность от населенных пунктов, определенная труднодоступность и особое, сакральное расположение делают Бесаких чрезвычайно интересным для всех, кто желает заняться медитацией. Считается, что сами балийцы спят ногами к морю, где обитают злые духи, а головой по направлению к Агунгу, который «очищает» отрицательные потоки энергии. Располагает к медитации и единению с самим собой и ландшафт храма: необыкновенная растительность, потрясающие панорамы, открывающиеся с его стен.

Бесаких – общий хр ам, то есть доступный для всех индуистов. Что же касается посетителей других вероисповеданий, то обычно им можно находиться только около храмов, то есть во дворах на первом уровне, не заходя в религиозные постройки. Впрочем, и такие посещения часто затягиваются на несколько часов.

Как добраться до храма Бесаких

От курортных зон сюда не курсирует общественный транспорт. Поэтому добираться придется на арендованном транспорте или такси. Я подробно опишу для вас путь из Денпасара и из северного курорта Ловина . Из таких южных курортов как Санур , Кута , Легиан , Семиньяк , Нуса Дуа и Джимбаран дорога проходит через Денпасар, так что можно использовать первый маршрут.

Из Денпасара (1,5 часа, 53 км)

  1. Выезжайте из города на восток, к Jl. Prof. Dr. Ida Bagus Mantra.
  2. Едьте прямо. Примерно через 17 километров будет поворот на Jl. Raya Takmung . Перед ним есть заметный зеленый знак, указывающий направление в Такмунг. Вам нужно повернуть налево.
  3. После поворота вы окажетесь в городе Семарапура. Направляйтесь к его северному выезду – дороге Jl. Raya Besakih.
  4. По этой дороге нужно ехать примерно 14 километров, до поворота к храму. Там есть указатель. Но если вы пропустите нужный поворот, дальше будет еще несколько.
  5. Повернув на Jl. Kedug ung Besakih, двигайтесь по ней еще 6 километров, после чего окажетесь на месте.

Из северного курорта Ловина (2,5 часа, 90 км)

  1. Выезжайте из Ловины на трассу Jl. Singaraja-Gilimanuk. Но двигаться нужно не в сторону Гилиманука , а на восток, к Сингарадже.
  2. Добравшись до Сингараджи, продолжайте двигаться по этой дороге еще около 10 км, до перекрестка с Jl. Gn. Batur.
  3. Здесь нужно решить, как ехать дальше. Можно повернуть на Jl. Gn. Batur и по горной дороге через район Кинтамани проехать к храму. Только учтите, что дорога очень извилистая, и на пути будет много поворотов. Если у вас есть с собой навигатор или вы не в первый раз едете таким путем – сворачивайте на Jl. Gn. Batur. А я расскажу, как добраться до Бесаких вдоль морского побережья.
  4. Проехав перекресток с Jl. Gn. Batur, вы окажетесь на Jl. Raya Air Sanih. Езжайте по ней и никуда не сворачивайте. Вам нужно попасть в город Тианьяр. Это примерно 40 километров по прибрежной дороге.
  5. После выезда из Тианьяра сверните направо. Там есть несколько поворотов. В принципе, все они выведут вас на нужную дорогу.
  6. Езжайте прямо. Дорога проходит по сельской местности и через живописные места. Ехать по ней нужно примерно 25 км. Так вы доберетесь до перекрестка с Jl. Ps. Hewan Besakih. На нем поверните налево.
  7. Двигайтесь по этой дороге – и через 3,5 км окажетесь у входа в храм.

Храм Пура Бесаких (Pura Agung Besakih) на карте

1km 5km 10km 25km 50km 75km 100km 150km 200km 300km

No categories found

No results found in this location. Please try again.

Строю маршрут......

Что посмотреть рядом с храмом

  • Вулкан Агунг . Главная достопримечательность этих мест, кроме самого храма, — это, конечно же, вулкан. Священная балийская гора Агунг для туристов будет интересна скорее с точки зрения восхождений на нее. Маршрут к вершине достаточно сложный, особенно в дождливую погоду. Если же вы, все-таки, собер етесь туда, не забудьте удобную одежду и обувь, а также наймите гида, потому что самостоятельные восхождения запрещены.
  • Оригинальное название: Pura Besakih
  • Время работы: 8 — 17 часов
  • Рекомендуемая продолжительность посещения: 1–2 часа
  • Размер: большой комплексный храм (около 3-х км²)
  • Дата основания: первое упоминание 1284 год
  • Высота над уровнем моря: 1000 метров
  • Координаты: -8.37435, 115.450804
  • Адрес: поселок Besakih, Rendang, Карангасем, Бали 80863, Индонезия

Общая информация

Остров Бали славится множеством буддийских святынь и паломнических мест, которые привлекают туристов из разных уголков мира. Сами балийцы называют свой остров «Островом тысячи храмов». Объектами поклонения здесь являются не только храмы, но и священные горы, которые способны очистить человека на духовном уровне. Одной из наиболее почитаемых возвышенностей является наивысшая гора острова под названием Гунунг Агунг (Gunung Agung), высота которой достигает 3142 метра. Гора символизирует воплощение верховного Бога Шивы, поэтому является священной и почитаемой территорией.

На юго-западных склонах у подножия священной горы Гунунг Агунг, образовавшейся от извержения вулкана, возвышается величественный древний храм-комплекс Пура Бесаких (Pura Besakih), который считается главным достоянием не только острова Бали, но и всего индуистского мира . Это самый большой и необычайно красивый храм, где можно увидеть величественные статуи Будды, Вишну и Шивы. Местные жители называют его по-разному, кто «Храм Матери Бесаких», а кто «Мать всех священных храмов». Название пошло от древних легенд, в которые до сих пор верят балийцы и следуют всем их принципам.

История возникновения храма Пура Бесаких

Храм Пура Бесаких был возвден более тысячи лет назад, но первое упоминание о нем можно отнести к 1284 году, когда его обнаружили экспедиции с других стран. Местные же считают, что святыня была простроена еще до VIII века, при том не обычными людьми, а именно Богами, которые и до сегодняшнего дня обитают в самых верхних частях пагод, защищая остров Бали от злых духов и всех невзгод.

За время своего существования храм Пура Бесаких пережил множество различных катаклизмов , тем не менее, смог устоять и теперь радует своей необычайной красотой не только местных балийцев, но и туристов со всей планеты. Первая трагедия упоминается в 1917 году, когда случилось неожиданное извержение вулкана Гунунг Агунг, и раскаленная магма разрушила большую часть святыни. Следующее извержение в 1963 году было менее разрушающим, поэтому на протяжении полувека его все же смогли восстановить, собирая практически по крупицам.

Легенды, связанные с храмом

Легенд связанных с появлением храма Пура Бесаких множество. Их с большим удовольствием пересказывают местные жители и гиды приехавшим туристам. Одна из них гласит, что храм был построен волей и силами самых разных богов и их королевств. Поэтому на его территории расположено множество различных скульптур, разительно отличающихся друг от друга.

Храм Бесаких — ежедневные индуистские церемонии

По словам балийцев, боги до сих пор обитают в храмах, а именно в высших ярусах пагод, и принимают пожертвования людей . Именно поэтому здесь проходят ежедневные индуистские церемонии, на которых присутствуют сотни балийцев.

Особенности строения храма и близлежащей территории

Комплекс Пура Бесаких включает 22 отдельных храмов, каждый из которых имеет свое особое предназначение и название, так как олицетворяет определенное божество.

Особенности строения божественной территории:

  • общая площадь храмовых построек и дворов имеет более 3-х квадратных километров;
  • 18 основных храмов и 4 вспомогательных;
  • многометровые лестницы, которые позволяют пониматься на более высокий уровень;
  • на каждом уровне расположены шатры с лавочками, где можно немного отдохнуть;
  • на первом уровне находится оркестр Гамелан;
  • повсюду расставлены корзины с цветами и другими украшениями для задабривания духов.

Благодаря тому, что священные постройки расположены на склонах горы, издалека это выглядит как многоярусное сооружение с грандиозными прямоугольными сводами , стремящимися ввысь, лестницами и божественными статуями, утопающими в роскошной зелени.

Загадочный храм Бесаких в низких облаках

Наиболее значимым и большим сооружением в комплексе считается храм Panataran Agung , где поклоняются и молятся Богу Шиве, поэтому на стенах преобладает белый цвет, который заметен еще издалека. Скульптуры, которые расположены рядом, украшены цветами и белыми саронгами. Именно в этом храме по праздникам проходят самые важные религиозные буддийские церемонии острова Бали, где собираются тысячи паломников со всего мира. Поэтому если повезет попасть в святыню в индуистские праздничные дни, любой турист будет заворожен окружающей красотой.

Как лучше добираться до горы Гугунг Агунг?

Гора вулканического происхождения Гунунг Агунг расположена в восточной части острова, недалеко от поселка Бесаких. Добраться до святыни можно очень легко на арендованном мопеде или в составе туристической группы на автобусе. При этом стоянка расположена в километре от самого входа в храм, поэтому придется немного пройтись, но это совсем не значит, что путь будет скучным. На протяжении всего пути к подножию горы расположено огромное количество торговых лавок, которые предлагают различные сувениры, украшения, корзины с цветами для подношения богам, и конечно же саронги, без которых вход на территорию храма запрещен индуистской религией и женщинам, и мужчинам.

Храм Бесаких, храмовые сооружения, вид на долину

ВАЖНО: Отправляться на экскурсию лучше рано утром или в ясную погоду, потому что после обеда практически вся территория храмового комплекса на верхних ярусах утопает в облаках, которые удерживает гора Агунг. Находясь на высоте 990 метров над уровнем моря, облака здесь явление повседневное, поэтому очень часто моросит дождик. Многие туристы рекомендуют взять с собой зонты, иначе придется купить их у местных торговцев.

Храм Бесаких — окрестности

Каждый турист, посетивший древний храм Матери Pura Besakih, не только получит неизгладимые впечатления от увиденного, но и получит блаженное умиротворение, прикоснувшись к самым духовным творениям на земле. Ведь именно здесь сосредоточены наиболее значимые и древние святыни мира .

Сказочный Бали – религиозный остров. Святых мест и церквей здесь гораздо больше, чем жилых домов: почти в каждой деревеньке острова имеется как минимум три храма. Более того, в каждом местном жилище имеется свой домашний алтарь. В основном, он располагается во дворе дома, но если территория последнего мала, то тогда алтарь возводится на крыше жилого здания.

Одним из основных храмов на Бали является легендарный храм Пура Бесаких на северо-западной стороне вулкана Агунг – самой большой точки острова, высотой 3142 метра. Это возвышение находится в восточной части индонезийского острова и считается обителью могущественного Батара Махадевы – истинного воплощения верховного многорукого индуистского божества Шивы. Считается, что именно в этом месте земли размещается так называемая «Ось мира», которая по преданию древних является центром вращения вселенной. Помимо вулкана, на острове Бали имеется ещё три священные вершины – Абанг, Батур и Батукару.

Храм Пура Бесаких появился на острове более 1 тыс. лет назад. Первые упоминания об этом священном месте можно встретить в старых документах, датируемых 1284 годом. Но эти письменные отсылки касаются не постройки храма, а деятельности действующего объекта. Поэтому вопрос о том, когда именно был построен Пура Бесаких, до сих пор остаётся открытым.

Многие ученые говорят о том, что некоторые строения из камня на территории комплекса имеют возраст около 2 тыс. лет. Другие же, по их мнению, были возведены гораздо позже. У балийцев существуют свои версии происхождения храмового комплекса. По одной легенде созданием храма в 8 веке занимался некий монах-странник. По другой – это было инициативой раджи Кесари в 10 веке. Но никаких документальных подтверждений этим фактам сегодня нет.

С 11 века о комплексе Пура Бесаких не было никаких упоминаний ни в одной письменной летописи. И лишь в 15 веке, когда центральная часть острова стала политическим центром, записи о Пура Бесаких снова стали встречаться в различных документах. Например, в одной летописи имеется документальная заметка о том, что это святое место считается государственным храмом.

Одним из самых главных событий в истории храмового комплекса является извержение вулкана Агунг в 1917 году, повлекшее за собой полное его разрушение. Восстановлением храма после трагедии занимались жители всех регионов острова. Они буквально собирали его по крупицам.

Следующее похожее извержение произошло уже весной 1693 года. В это время года местные жители собирались отмечать праздник гармонии, проводимый один раз в столетие, – Эка Даса Рудра. Примечательно, что за некоторое время до этого, местными жителями было отмечено превышение обычного температурного режима почвы у подножья вулкана. Священнослужители стали говорить о том, что это явление – проявление гнева божьего, и праздничную церемонию следует отложить. Однако к их мнению никто не прислушался.

Вулканический кратер взорвался 18 марта 1963 года. Лавовые потоки спустились по склонам горы и сожгли почти всё, что встречалось на их пути. В результате выброса магмы погибло более 1,7 тыс. человек, немало балийцев потеряли крышу над головой. Удивительно, но лавовый поток не задел территорию храма, он прошёл буквально в считанных метрах от неё. Набожные балийцы посчитали это знаком свыше. И почитание храма после извержения вулкана в 1963 году увеличилось многократно. В нынешние дни вулкан проявлял активность всего лишь дважды: в 2017 и в 2018 годах. И, к счастью, это были неполноценные извержения лавы из кратера.

Сегодня Храм Пура Бесаких балийцы носит статус «матери всех храмов». По мнению местных жителей, это уникальное место защищает остров от природных катастроф и помогает общаться с божествами. Такое громкое название священный комплекс получил ещё и потому, что является самым старым и главным храмом на Бали, источником распространения индуизма в этих местах.


Как выглядит храм

Этот священный комплекс, растянувшийся на 3 тыс. метров, включает в себя три больших храма, каждый из которых ассоциируется с определённым индуистским божеством. Центральный вход в храм украшают массивные ворота, украшенные резьбой и статуями-защитниками. Неподалёку от него размещаются ресторан и многочисленные сувенирные лавочки, посреди которых бродяжничают хитрые островитяне, пытающиеся получить немного денег от доверчивых туристов за сопроводительные прогулки по территории храма. К предложениям таких гидов следует относиться крайне осторожно. В конце подобной импровизированной экскурсии конечная стоимость обычно значительно отличается от той, что была оговорена вначале.

В центре священного комплекса возвышается самая большая святыня – Агунг Панатаран, в которой поклоняются богу-разрушителю Шиве. Чуть восточнее располагается храм Дангин Кретег, посвящённый богу-создателю Брахме. А ближе к западу – храм Бату Мадег, являющийся обителью бога-хранителя Вишну. Устройство всего храмного комплекса позволяет многочисленным посетителям Пура Бесаких молиться, как каждому из указанных божеств отдельно, так и всем сразу. Интересен и тот факт, что каждое из строений сегодня финансируется из бюджета одного из островных округов. Таким образом, Бесаких объединяет всех балийцев.

С точки зрения архитектуры, наиболее интересным строением на территории комплекса считается Агунг Панатаран. Этот храм включает в себя три двора, символизирующих собою пограничную зону, отделяющую земную, обыденную жизнь от божественного начала. Каждый их них имеет форму правильного прямоугольника. Почти все здания на территории большого храма окрашены черный цвет. Это связано с тем, что строительным материалом в здешних краях когда-то служила остывшая вулканическая лава, превратившаяся со временем в камень.

Первый двор в главном храме служит своего рода некой прихожей, и чтобы попасть сюда, нужно преодолеть 52 ступени, украшенные статуями мифических существ. В праздничные дни каждое каменное изваяние «одевается» в саронг – разноцветный кусок ткани, опоясывающий нижнюю часть статуи. Вход в первый двор осуществляется через «расколотые ворота» Чанди Бентар, символизирующие раскол священной горы на две части. Это место служит подготовительной зоной для верующих: тут они готовятся к предстоящим религиозным церемониям.

Второй двор скрывается за не менее роскошными воротами, щедро украшенными каменными декорациями. За ними находятся:

  • трон для божеств, на котором восседает Шива;
  • помещение Санухан-Агунг, где, согласно легенде, боги собираются в праздничные дни и принимают многочисленные дары от посетителей, возложенные последними к алтарю;
  • крытый павильон Бале-Агунг, предназначенный для молитв или ожидания конца кремации во время индуистских похорон;
  • и домик священнослужителей Паведажан, закрытый для свободного посещения.

Третий двор в храме оформлен в виде террас, расположенных друг на другом. Здесь находятся традиционные храмовые постройки в виде башен. Все здешние пагоды обладают разной высотой и имеют неодинаковое количество этажей (всегда нечётное). Это связано с тем, что каждая башня во дворе ассоциируется с каким- то определённым божеством. И чем больше среди местных жителей острова почитается тот или иной бог, тем больше ярусов имеет башня, связанная с ним. Например, строение с одиннадцатью этажами служит пристанищем для верховного божества Шивы и богини плодородия Деви Шри, а башня с девятью предназначается для Вишну и Брахмы. Самая низкая башня имеет всего три яруса. Внутри третьего двора также построена церковь для кузнецов – Панде Веси и две постройки закрытого типа: здание, посвящённое богу Шиве, и небольшое строение, построенное в честь предков бывших раджей Клунгкунга, считавшихся на территории Бали священными.

Помимо крупных храмов, внутри комплекса Бесаких находится ещё 19 небольших религиозных строений, а также хозяйственные постройки и амбарные помещения. Каждое маленькое церковное строение также имеет своё предназначение. Храмы подразделяются на общинные, клановые или кастовые. И во многие из них доступ открыт только некоторым посетителям.

Во время праздничных церемоний обширная территория всего храмного комплекса украшается разноцветными цветами и отрезами пёстрых тканей. Основными цветами праздничного декора здесь являются: белый, красный, черный и желтый. Самое крупное торжество – Галунган, или день «победы добра над злом», проводимое на территории храма, празднуется около 10 суток. Завершается это продолжительное мероприятие церемонией Кунинган – встречей с духами предков за праздничным столом. В эти дни преображается не только храмный комплекс Пура Бесаких, но и весь остров Бали, словно Европа перед Рождеством.

Удачное отдалённое расположение и особое сакральное расположение Пура Бесаких делают это место чрезвычайно интересным для приезжих, желающих заняться медитацией. Располагает к единению с собой и внешним миром здесь не только умиротворённая атмосфера, окутывающая маленькие святыни и главные храмы комплекса, но и весьма необычный ландшафт: красивая растительность, произрастающая в этих местах, и потрясающие панорамы, открывающиеся с высоких смотровых площадок, расположенных на территории комплекса.

Как добраться до священного места

Пура Бесаких расположен в 63 км от Денпасара, и добраться до сюда можно, как на арендованном транспорте или такси, так и в составе экскурсионной группы. В первом случае, дорога из указанного населённого пункта займет 1,5 часа. Двигаться после выезда из города нужно будет на Восток, через небольшой городок Семанрапуру, до населённого пункта Бесаких. Во втором – туристическое бюро доставит экскурсионную группу до автомобильной стоянки, находящейся в 1 тыс. метров от цели. Остаток пути ей потребуется пройти самостоятельно.

Тем туристам, которые решат добираться до священного комплекса самостоятельно, на арендованном байке или на автомобиле, обязательно нужно будет захватить с собой навигатор, чтобы случайно не заплутать по дороге. Дорожные указатели на Бали конечно имеются, но на их точность не стоит рассчитывать. Не имея навигатора, здесь будет непросто узнать дорогу у местных жителей: многие из них не понимают даже английского языка, не говоря уже о русском.

Также при путешествии на автомобиле, нужно обязательно заправить полный бак. Езда по горной дороге требует гораздо больше горючего, чем путешествие по прямой дороге. И остаться с пустым баком на полпути где-то посреди лесов – не лучшая перспектива провести свободное время.

Из Денсапара до комплекса Бесаких можно добраться и на общественном автобусе, который отправляется с терминала Батубулан, расположенного в 8 км от административного центра Бали. Такая дорога будет, конечно, не очень приятной для приезжего туриста: медленное путешествие под испепеляющими солнечными лучами вряд ли кому-то оставит радужные воспоминания.

Ещё одним способом добраться до территории комплекса является автостоп. И этот метод выбирают многие приезжие туристы. Путешествие автостопом особенно понравится тем, кто любит свободные перемещения, новые знакомства и общение с местными жителями.


Храм Пура Бесаких открыт для посещения каждый день и принимает посетителей от восхода солнца до заката. Касса священного комплекса работает с 8 утра до 17 часов вечера. Туристам, которые хотят полноценно насладиться всеми местными красотами, лучше приезжать сюда в утреннее время. Днём в храме становится очень многолюдно, а ближе к вечеру Пура Бесаких, разместившийся на высоте более 1 тыс. метров над уровнем моря, часто накрывает мглой.

Стоимость посещения храма составляет 60 тыс. рупий, дети могут пройти на территорию Пура Бесаких бесплатно. Тем, кто не хочет тратиться на входной билет, можно попробовать пройти на территорию комплекса ранним утром. При незаконном проникновении важно не попасться случайно на глаза работнику кассы, поэтому выходить из храма стоит только с боковых выходов.

При покупке «проходки» в храм, обязательно нужно спрашивать входной билет у кассира, даже если продавец предложит пройти без него. Конечно, наличие билетов у туристов крайне редко проверяются на территории храма, лишний раз перестраховаться будет не лишним. Тем более, может получиться так, что «проверяющий» окажется вовсе и не работником храмного комплекса - местных жителей, желающих обвести вокруг пальца неопытного туриста и получить от него немного рупий здесь более, чем предостаточно.

Не стоит интересоваться услугами местных «гидов», которые навязывают свое сопровождение на площадке перед входов в святыню. Во-первых, они нагло лгут, утверждая, что пройти без сопровождения дальше первого двора не получится. А во-вторых, ответить на все вопросы и показать обширно всю территорию комплекса, в том числе и потаённые зоны, такие сопровождающие вряд ли смогут, и это было подтверждено многими приезжими туристами.

Чтобы избежать атаки со стороны местных жителей, заходить в храм Бесаких следует не с центральной стороны, а при помощи одной из боковых лестниц. Практически все продавцы «охотятся» на доверчивых приезжих у главного входа. Если желание воспользоваться услугами гида всё же имеется, то обязательно стоит торговаться с ними. Нормальной ценой для хорошего сопровождающего считается оплата от 5$ до 10$.

Не менее известная «разводка», часто применяемая местными жителями, – это уплата «donation», так называемого финансового пожертвования на развитие священного комплекса. Особо недоверчивым туристам на входе могут даже показать журнал с якобы сделанными другими посетителями взносами, в котором будут фигурировать круглые суммы. Не стоит верить этим фиктивным записям. В крайнем случае, можно заплатить 1-2$, не больше.

Обязательным условием для прохода на территорию храма является наличие саронга – прямоугольного куска ткани, наматываемого вокруг талии. Его можно привезти с собой, купить в сувенирных лавочках у входа в комплекс или взять напрокат там же. Ни в коем случае не стоит соглашаться на первую оглашённую цену, даже если торговцы будут травить байки о том, что «дешевле не найдете» и «дальше купить будет невозможно». Нужно торговаться.

Не стоит также, отовариваться в местных лавочках и сувенирных лавках. Все предложенные здесь товары можно купить значительно дешевле в других районах Бали. Если очень хочется потратиться на сувениры и картины, продающиеся у храма, то опять же нужно торговаться.

Что ещё можно посмотреть рядом с храмом

Главной достопримечательностью здешних мест, помимо самого храма, которые могут быть интересны приезжим, являются, конечно же, вулканы Агунг и Батур. Для приезжих туристов они особенно привлекательны, как объекты для восхождения.

Маршрут к вершине первого вулкана довольно непрост, особенно в дождливую погоду. На вершину второго подниматься гораздо легче. С обеих возвышенностей открывается изумительный вид на местные окрестности. Осуществлять восхождение на вулканы туристам рекомендуется только в сопровождении квалифицированного проводника, во избежание получения травм.

Не менее привлекательным объектом для туристов в окрестностях Пура Бесаких является река Телага Ваджа, берущая своё начало от подножия вулкана Агунг и протекающая в сторону города Семарапура. Она относится к категории больших водных потоков Бали и прекрасно подходит для рафтинга – спортивного сплава на 6-, 4- или 2-местных надувных судах. Телага Ваджа, являющаяся источником пресной воды для местных, считается среди балийцев священным источником.

Рядом с храмом Бесаких размещается также другой водоём – озеро Батур, которое образовалось на дне кратера одноименного вулкана в результате извержения более 20 тыс. лет назад. С ним у местных жителей ассоциируется некая легенда о воде, согласно которой Богиня озера, используя источники этого большого водоёма, расположенные под его днищем, поит целительной водой весь остров. На восточном берегу озера здесь размещается целый термальный комплекс, где приезжие туристы могут полноценно расслабиться в горячих ваннах и поплавать в бассейне.

Несмотря на навязчивых местных жителей и своеобразные погодные условия на местности, Пура Бесаких, как и другие храмы на Бали, является той местной достопримечательностью, которую обязательно стоит увидеть своими глазами. Он действительно поражает своим великолепием и красотой. С верхней площадки храмового комплекса Бесаких открываются восхитительные виды на сказочный Бали, и уйти отсюда без множества красочных фотографий просто невозможно! Кстати, фотографировать на территории храмового комплекса официально разрешено. А если же вдруг получится случайно попасть в это священное место во время праздничной церемонии, то можно будет лицезреть настоящую жизнь балийского народа, прикоснуться к его живой «нетуристической» культуре, а также взглянуть на всё изнутри, глазами местных жителей.

Пура Бесаких

Храмы являются визитной карточкой острова Бали, и главный из них – Пура Бесаких, который жители острова считают «Матерью храмов». Он расположен на склоне горы-вулкана Агунг. На самом деле это не отдельный храм, а культовый комплекс, растянувшийся на 3 км, в который входит 22 религиозных сооружения. Святыня очень почитаема балийцами. Они целыми семьями приходят сюда в дни религиозных праздников. Туристы также не обходят вниманием национальное достояние.

Историческая справка

Храм Пура Бесаких (Pura Besakih) был сооружен на высоте 1 000 м на юго-западном склоне горы много веков назад, предположительно в VIII веке. Первые упоминания в документах относятся к 1284 году. С тех пор комплекс постепенно достраивался. Расположенный в восточной части Бали вулкан Агунг – высшая точка острова, высота 3142 м. Местные жители считают его священным. Вулкан проявляет активность довольно редко, но в XX дал о себе знать два раза.

вулкан Агунг

В 1917 году случилось извержение вулкана, нанесшее храму большой урон. В восстановлении принимали участие все регионы острова. При извержении в 1963 г. было разрушено много домов, но поток лавы прошел буквально в считанных метрах от территории храма, не нанеся никакого ущерба. Для балийцев это стало знаком свыше, отчего почитание храма усилилось еще больше.

Как добраться

Храм Pura Besakih находится в 63 км от а, в 20 км от ближайшего города Клунгкунг. Добраться можно разными способами: в составе экскурсионной группы, самостоятельно на арендованном транспорте, на такси. Храм Бесаких на Бали очень популярен, все туристические агентства острова организовывают экскурсии в этом направлении. Парковка транспорта находится примерно в километре от центрального входа, поэтому часть пути паломники идут пешком.

Описание

Слово «храм» в сознании людей обычно ассоциируется со зданием религиозного назначения, в котором верующие молятся. На Бали все по-другому. Каждый из храмов – это огражденное пространство, состоящее из трех отдельных дворов. Первый по счету двор, символизирует мир людей, самый большой. Проход в него пролегает через особые «расколотые ворота», которые являются символом вселенской горы, разделенной на две части.

На первом дворе верующие подготавливаются к церемониям и сюда открыт доступ туристам. Во втором дворе обычно проводятся религиозные обряды. В балийской религии второй двор играет роль пограничной зоны, разделяющей два противоположных мира –богов и простых людей. Тут располагается оркестр, который организовывает музыкальное сопровождение торжественных обрядов, установлены различные павильоны.

Третий двор символизирует мир божеств. Доступ сюда открыт только для священнослужителей. В этом дворе высятся многоярусные башни – meru, напоминающие пагоду. Они символизируют гору Меру, являющуюся обителью богов. Балийцы олицетворением этой священной горы считают Агунг. Башни имеют различное количество ярусов, от 3 до 11, но всегда нечетное число. Каждая посвящена определенным божествам, которые посещают башни в праздничные дни.

По такому же принципу устроен и Пура Бесаких, который балийцы почитают как самый главный храм острова. Комплекс состоит из 22 храмов, из которых 18 общественных и 4 вспомогательных. Каждый из храмов посвящен какому-то божеству. Среди храмов комплекса выделяются Kiduling Kreteg (храм Брахмы) и Batu Madeg (храм Вишну), башни которых имеют по девять ярусов. Ворота и стены украшают скульптуры мифических существ, резьба, множество декоративных элементов.

Сердце комплекса – Пенатаран Агунг, посвященный главному индуистскому богу – Шиве. В центральном дворике находится меру, состоящий из одиннадцати ярусов. В храме три статуи божеств – Шива, Брахма и Вишну. В Pura Penataran Agung обычно проводятся самые важные церемонии. К нему ведет высокая лестница, заканчивающаяся красивыми резными «расколотыми» воротами. За ними несколько дворов, для туристов вход открыт только в первый из них.

Большинство туристов, посетивших храм Бесаких, восхищаются красотой этого места. Особенно роскошные панорамы открываются с верхних ярусов. В то же время очень много нареканий в адрес местных служителей, самым бессовестным образом пытающихся обобрать туристов буквально на каждом шагу.

  1. Лучше всего приезжать в храм Бесаких утром, когда нет наплыва туристов и верующих. Кроме того, во второй половине дня высока вероятность осадков – дождя и тумана.
  2. Для посещения необходим саронг. Лучше запастись им заранее, чтобы не брать в аренду чужой.
  3. Сувениры, продающиеся на пути к храму, покупать не стоит, так как их цена намного выше, чем в других местах острова.
  4. Обязательно сохраняйте билеты, купленные у входа, и не отдавайте их жуликоватым личностям, которые постараются выжать с вас дополнительную плату.
  5. Туристов без гида пытаются не пускать дальше главной лестницы, стараясь навязать сопровождающего за дополнительную плату. Если ваша группа состоит из 3-4 человек, можно нанять гида. Второй вариант – подняться к храму не по центральной, а по одной из боковых лестниц, где нет разводил.

Если не придавать значения слишком навязчивым балийцам, требующим деньги за несуществующие услуги, храм Бесаких оставляет хорошее впечатление, поражая большим скоплением многоярусных башен, которые фотогенично смотрятся на фоне окутанного облаками вулкана.

Пура Бесаких — храмовый комплекс в деревне Бесаких на Бали, располагается на высоте почти 1000 метров на юго-западном склоне вулкана Агунг. Это важнейший и самый крупный индуистский центр на Бали, включает 23 отдельных, но связанных друг с другом храмов, главным из которых является Пура Пенатаран Агунг (святилище Шивы) с престолом в виде лотоса. Два других значимых храма — Бату Мадег (храм Вишну) и Кидулинг Кретег (храм Брахмы), остальные не столь внушительны — заметно меньше.

Комплекс имеет шесть уровней, террасами спускается по склону. На входе в главный храм — «расколотые» симметричные величественные ворота чанди бентар, символизирующие границу внешнего мира и священной территории храма.

Точная дата основания храма Бесаких на Бали неизвестна. Его каменные основы напоминают мегалитические пирамиды, возраст которых превышает 2000 лет, но первое упоминание Бесаких в качестве индуистского комплекса относится к 1284 году, когда на Бали поселились первые яванские завоеватели. Уже к XV веку Бесаких стал государственным храмом династии Гелгел.

В 1963 году серия извержений проснувшегося вулкана Агунг , погубившая более тысячи человек, всерьез угрожала и сохранности храмового комплекса Бесаких. Лава прошла на его территорию лишь на несколько метров, не принеся урона, и балийские верующие назвали это чудом.

Ежегодно в храме Бесаких проходит не менее 70 фестивалей — в честь каждой святыни. Комплекс выдвинут в число объектов ЮНЕСКО в 1995 году, но так и остается в числе кандидатов.

В советах туристам, посещающим Бесаких, опытные путешественники рассказывают об особенностях общения с торговцами и гидами, предлагающими свои услуги на входе. Чтобы избежать лишних трат, нужно взять с собой саронг (иначе придется согласиться взять платно в аренду) и не соглашаться на дополнительные услуги — достаточно входного билета. Избежать особого внимания местных предпринимателей можно, воспользовавшись боковыми подъемами.

Как добраться до храма Бесаких

Добраться до Бесаких можно через район Клунгкунг с его рисовыми плантациями Букит Джамбул.

Расстояние от Куты — около 62 км, добраться можно на такси, самостоятельно на арендованном транспорте (машине или скутере) либо на автобусе с экскурсионной группой. Дорога в одну сторону займет около 1,5 часа.

Видео: храм Бесаких с высоты

Территория Пура Бесаких на панорамах Google Maps


Самое обсуждаемое
Значение имени Ильяс. Что значит имя Ильяс Значение имени Ильяс. Что значит имя Ильяс
К чему снится ликер. Магия чисел. Сонник: к чему снится Автомобиль К чему снится ликер. Магия чисел. Сонник: к чему снится Автомобиль
Девятые зимние олимпийские игры Американец берет автограф Девятые зимние олимпийские игры Американец берет автограф


top