Методологические аспекты бюджетирования. Приемы построения корпоративных систем бюджетирования Принципы системы бюджетирования

Методологические аспекты бюджетирования. Приемы построения корпоративных систем бюджетирования Принципы системы бюджетирования

Система бюджетирования основана на ряде принципов:

1) единство бюджетной системы - этот принцип означает единство:

а) нормативной базы;

б) бюджетной документации;

в) санкций и стимулов;

г) методологии формирования и использования средств;

2) существование границ доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Означает закрепление видов доходов и обязанно­стей за соответствующими субъектами управле­ния;

3) самостоятельность бюджетов. Этот принцип пред­полагает:

а) право органов управления самостоятельно осу­ществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов у субъек­тов управления;

в) право органов управления самостоятельно осу­ществлять расходование средств;

г) недопустимость использования доходов, полу­ченных дополнительно в ходе исполнения бю­джета, сумм экономии и т. д.;

д) недопустимость расходования средств других бюджетов для покрытия непредвиденных расхо­дов бюджета;

4) всестороннее отражение доходов и расходов бю­джетов. Означает, что все доходы и расходы нужно воспроизводить в бюджете. Кроме того, для полно­ты картины необходима детализация группы дохо­дов и расходов для выявления направлений денеж­ных потоков и видов издержек предприятия;

5) сбалансированность бюджета. Подразумева­ет равенство между суммой расходов и суммой доходов, включая дополнительное финансирова­ние на покрытие дефицита бюджета, т. е. обяза­тельным условием успешного функционирования финансово-хозяйственной деятельности является наличие финансовых ресурсов, при недостатке ко­торых не все расходы могут быть оплачены, что мо­жет привести к нежелательным последствиям;

6) бездефицитность бюджета. Принцип отсутствия дефицита бюджета, т. е. формирование бюджета таким образом, чтобы расходы предприятия не превышали его доходы. В случае возникновения такой ситуации необходимо закладывание в бю­джет дополнительных источников финансирова­ния;

7) эффективность и экономность использования бю­джетных средств. Означает, что при исполнении бюджета необходимо руководствоваться правила­ми разумного расходования средств, стремясь по возможности минимизировать расходы;

8) достоверность бюджета. Означает реалистичный, наиболее точный подход к составлению бюджета, т. е. плановые данные, отраженные в бюджете, дол­жны иметь наименьший процент отклонений от фактических показателей, быть максимально на­дежными. Для выполнения данного принципа необходим ответственный подход и эффективный управленческий аппарат. От составления бюджетов центрами финансовой ответственности напрямую зависит достоверность генерального бюджета.

24. Операционные бюджеты

Назначение операционных бюджетов заключается в планировании текущей деятельности. Различают следующие виды операционных бюджетов.

1. Бюджет продаж. В зависимости от производ­ственных мощностей, поставленных целей на буду­щее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества про­дукции и плановых цен. Расчеты производятся по ви­дам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий. Фор­мы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного ви­да бюджета необходим для формирования производ­ственной программы.

3. Бюджет прямых затрат материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формирует­ся объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натураль­ном выражении. Этот вид бюджета характерен для про­изводственных и строительных предприятий.

4. Бюджет прямых затрат труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресур­сов. Исходные данные: бюджет производства. Ис­пользуется система нормирования труда.

5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на гггпахораний и т. л.

6. Бюджет запасов сырья, готовой продук­ции. Рассчитывается на основе данных об ос­татках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным ци­клом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии мо­жет также составляться бюджет незавершенного строительств

7. Бюджет управленческих и коммерческих рас­ходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка по­стоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики дея­тельности предприятия.

8. Бюджет себестоимости реализованной про­дукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисле­ния себестоимости, утвержденной на предприятии.

В зависимости от вида деятельности на предприя­тии могут доминировать по значению те или иные ви­ды бюджетов.

Так, например, на производственном предприятии основным для расчета издержек выступает бюджет производства, в торговых предприятиях - бюджет продаж. Если же предприятие занимается одновре­менно несколькими видами деятельности, то для каждого направления бизнеса необходимо выбрать свой операционный бюджет, а также определить по­рядок консолидации для свода данных по всему предприятию.

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим .

Главные принципе построения системы эффективного бюджетирования компании:

  1. Система бюджетирования Компании строится в соответствии с Приказом об утверждении оргструктуры, Приказом об утверждении финструктуры и стандартами построения систем бюджетирования.
  2. Объекты системы бюджетирования Компании — Центры Финансовой Ответственности (ЦФО). У каждого ЦФО есть руководитель, который отвечает за экономический результат ЦФО. Структура ЦФО не обязательно совпадает с административной или организационно-правовой структурой Компании.
  3. Постановка целей в рамках системы бюджетирования Компании может осуществляться сверху-вниз (от Совета директоров на основании Бюджетного задания к руководителям ЦФО), так и снизу-вверх (от руководителей ЦФО к Совету директоров), консолидация и защита бюджетов от руководителей ЦФО к Совету директоров.
  4. Участие в процессе бюджетирования является прямой обязанностью руководителей ЦФО, в которую входит планирование деятельности подразделения, определение ресурсов, необходимых для выполнения планов, формирование и защита бюджетов, контроль над исполнением бюджетов и их экономия (поиск внутренних резервов).
  5. Бюджеты в рамках системы выстраиваются по принципу вложенности. Принцип вложенности структуры бюджетов заключается в построении бюджетов верхних уровней путем консолидации статей из бюджетов нижних уровней. Бюджеты 2-го уровня консолидируются в бюджеты 1-го уровня, которые, в свою очередь, консолидируются в сводные бюджеты, и так далее.
  6. В рамках системы принимается раздельное бюджетирование доходов, расходов, движения денежных средств, инвестиций, активов, обязательств, и капитала Компании, т.е. учет доходов и расходов ведется таким образом, чтобы обеспечить ежемесячное получение полной информации в объеме и разрезе показателей внутренней отчетности.
  7. В целях системы бюджетирования различаются:
  • поступления / выплаты денежных средств;
  • доходы / расходы, признаваемые по начислению.
  1. В рамках системы бюджетирования применяются методы: «кассовый» и «по начислению». Кассовый метод применяется к платежам, используется для составления , метод «по начислению» — для составления Бюджета доходов и расходов.
  2. Согласно методу «по начислению» результаты хозяйственных операций признаются в период, когда они оказывают влияние на результат деятельности Компании (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены).
  3. В рамках системы бюджетирования Компании организуются бюджетные классификаторы, в которых постатейно консолидируются финансовые результаты по активам, обязательствам, капиталу, доходам, расходам, движению денежных средств Компании.
  4. Каждому руководителю ЦФО вменяется ответственность за определенную статью в бюджетных классификаторах. Если финансовый результат по статье формируют несколько ЦФО, каждый руководитель ЦФО несет ответственность за финансовый результат по статье в той части, в которой он влияет.
  5. Система бюджетирования Компании устанавливает контроль целевого использования денежных средств, контроль затрат по статьям классификаторов, как до момента их возникновения, так и после.
  6. Плановые параметры деятельности подразделений и Компании в целом задаются системой бюджетирования. Источником информации о фактическом исполнении бюджетов служит система управленческого учета.
  7. Действует неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов (лимитов, показателей) на протяжении всего установленного бюджетного периода.
  8. Процесс бюджетирования в Компании осуществляется на год с разбивкой по месяцам.
  9. Принцип функциональности структуры бюджетов заключается в реализации возможности формирования бюджетов по различным функциям Компании путем консолидации статей, охватывающих данную функцию, из различных операционных бюджетов.
  10. Принцип распределенности структуры бюджетов заключается в распределении ответственности за каждую статью классификаторов между ЦФО посредством бюджетных форматов. Таким образом, персонифицируется ответственность за каждый показатель, составляющий финансовый результат Компании.

В современных условиях предприятия проводят бюджетирование с использованием

программ бухгалтерского учета, как правило, в виде планирования

доходов и затрат на предстоящий период без увязки их с

необходимыми ресурсами, то есть фрагментарно. В то же время при

бюджетировании соблюдение правил формирования бюджетов должно сочетаться с организационной структурой предприятия

(центрами формирования доходов и расходов), выбором целевых

функций управления и горизонта планирования.

Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:

единства бюджетной системы;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

бездефицитности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

достоверности бюджета.

При построении системы бюджетирования следует помнить, что финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения.

Этапы процесса бюджетирования:

1. Устанавливаются мотивация и целевые функции управления,

горизонт планирования, виды деятельности, выпускаемая номенклатура

продукции и воздействующие факторы, показатели результатов деятельности для каждого подразделения

2. Определяются направления капитальных вложений, перечень

приобретаемых внеоборотных активов, их количество и стоимость.

3. Устанавливаются перечень и суммы текущих расходов с разбивкой

по отчетным периодам, которые предприятие понесет в условиях расширения видов деятельности, при изменении структуры и объема

продаж, необходимости увеличения размера денежных потоков.

4. Формируется бюджет доходов с учетом факторов, определяющих

цену продукции (работ, услуг) на предприятии.

5. Итоговая сумма в бюджете доходов сопоставляется с суммой

затрат, исчисленных в бюджетах капитальных вложений и общих

текущих расходов. Определяются покрытие доходами текущих расходов

и возможность реализации принятой стратегии развития.

6. Определяются показатели эффективности капитальных вложений

на основании данных одноименного бюджета.

7. Составляется бюджет продаж с учетом ряда факторов, в том

числе: стадии «жизненного цикла» продукта, возможности быстрого

налаживания производства, конкуренции на рынке. Устанавливается

темп роста объема продаж в течение горизонта планирования, что

Позволяет уточнить входящие финансовые потоки.

8. Формируется бюджет ожидаемых поступлений с учетом

Условий коммерческого кредитования покупателей и заказчиков.

По данным бухгалтерского учета определяется процент поступления

денежных средств в месяце продажи, также процент погашения

дебиторской задолженности в более поздний период и безнадежная

к поступлению задолженность. Таким образом, устанавливается

окончательная величина входящего финансового потока в

каждом отчетном периоде (месяце, квартале, году). Если ожидаемые

к поступлению суммы не устраивают, то корректируют бюджет продаж.

9. Определяются значения показателей бюджета прямых затрат

на расходные материалы, где учитываются необходимый перечень,

объем и стоимость МПЗ для выпуска продукции, их сезонный запас

и интенсивность расходования, затраты на доставку и хранение.

10. Составляется бюджет ожидаемых выплат поставщикам и подрядчикам

на основе предоставляемого предприятию коммерческого

кредита (отсрочки платежа) с их стороны.

11. Сравниваются итоговые суммы бюджета ожидаемых поступлений

с итоговыми суммами бюджета ожидаемых выплат. Определяется

платежеспособность предприятия и его способность в установленный

12. Составляется бюджет подготовки производства продукта, где

определяется количество продукта, которое необходимо иметь на

начало и конец прогнозируемого периода.

13. Рассчитываются бюджеты постоянных и переменных затрат

на оплату труда для работников основного производства, аппарата

управления с учетом их численности, действующих форм и системы

оплаты труда.

14. Составляются бюджеты постоянных и переменных затрат с

разбивкой по видам затрат в планируемых отчетных периодах. Планируются

суммы отчислений во внебюджетные фонды. Составляются уточненные бюджеты постоянных

и переменных затрат с учетом фактических сроков уплаты

сумм налогов и сборов.

15. Устанавливаются перечень источников финансирования, их

стоимость и величина входящего финансового потока с учетом дивидендной

политики по привлечению акционерного капитала. Определяются

размер, структура и средневзвешенная стоимость капитала.

16. Определяются основные факторы, влияющие на реализацию

инвестиционных проектов, и их значения для расчета денежных потоков

прогнозного и продленного периода

17. Составляется прогнозный бюджет денежных потоков с отражением

сумм поступлений (приток денежных средств) и выплат (отток

денежных средств) при ведении текущей, финансовой и инвестиционной

деятельности.

18. Формируются прогнозные формы бухгалтерского баланса и

отчета о финансовых результатах.

19. Рассчитывается рентабельность видов деятельности и запас

финансовой прочности на основании информации из составленных

бюджетов.

Результатом бюджетирования является согласование условий хозяйствования

и имеющихся ресурсов по обеспечению планируемых

значений прибыли, рентабельности, цены привлеченного капитала

и размера. Это позволяет перейти к составлению производственных

Планов и мероприятий для каждого структурного подразделения, в

Процессе реализации которых и при изменении условий хозяйствования

корректируют составленные бюджеты.

Оперативное финансовое планирование его цели и задачи.

Оперативное финансовое планирование использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей. Оперативное планирование – процесс разработки финансовых планов, обеспечивающий наилучшее использование всех ресурсов предприятия (как собственных, так и привлеченных). Оперативное планирование помогает осуществлять текущее регулирование хода производства в целях равномерности и ритмичности работы, позволяет быстро и вовремя практически исправить положение, координировать отдельные действия различных подразделений, объединенных единой целью, - обеспечением финансовой стабильности предприятия через реализацию финансовой стратегии.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. Разработка платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджеты и во внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности коммерческой организации. Платежный календарь составляется обычно на месяц (квартал) с разработкой показателей по более мелким периодам (15 дней, декаду, пятидневку). Правильно составленный платежный календарь дает возможность выявить возможные ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом избежать финансовых затруднений.

Во многих коммерческих организациях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги следует уплатить. Это позволяет избежать просрочек и пени. Кроме платежного календаря должен составляться также кассовый план.Это – план оборота наличных денежных средств через кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег. Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, так же необходим его кассовый план для того, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности .

Термин «бюджетирование» имеет множество различных трактовок. Так, Старовойтов М.К., председатель Совета директоров ОАО «Волжский Оргсинтез» на основе фактического опыта управления бюджетным планированием трактует бюджетирование как «… особый инструмент управления, сущность которого можно определить как интегрированную систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений». В своей работе С.В. Ильдеменов с коллективом авторов считает, что понятия «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием».

Такой диапазон мнений относительно сущности бюджетирования чаще всего продиктован либо не знанием общей методологии создания данного процесса, его задач, и результатов, которые можно получить в процессе внедрения этих технологий, либо попыткой внедрить зарубежные методики без адаптации их к российским условиям хозяйствования.

Среди встречающихся определений следующая формулировка понятия «бюджетирование» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений» .

В нашей стране под бюджетированием часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной .

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

планирования и принятия управленческих решений в компании;

оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;

укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала .

При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.

Бюджетирование - сложная система включающая:

  • - совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;
  • - управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;
  • - отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации, они представлены на рисунке 1.1.

Цель первого этапа (формирование финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Рисунок 1.1 - Этапы постановки системы бюджетирования

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин не выполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Целями бюджетирования являются:

  • - осуществление периодичного планирования;
  • - обеспечение координации, кооперации, коммуникации;
  • - требование к менеджерам количественно обосновать их планы;
  • - обеспечение осведомленности по затратам;
  • - создание системы оценки и контроля исполнения;
  • - мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели;
  • - исполнение требований законов и договоров.

Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

  • - "сверху - вниз";
  • - "снизу - вверх";
  • - "снизу - вверх сверху вниз" .

Подход "сверху - вниз" означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем, недостатком данного подхода является слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход "снизу - верх" применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Одним из недостатков этого подхода, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Подход "снизу вверх сверху вниз" является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе, высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании .

Применение бюджетирования эффективно в таких областях управления, как:

  • - в области финансового менеджмента этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;
  • - в области управления коммерческой деятельностью этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления;
  • - в области организации общего управления этот метод четко определяет значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием, заставляет эти службы действовать совместно для достижения утвержденных в бюджете результатов;
  • - в области управления затратами этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями;
  • - в области общей стратегии развития предприятия этот метод является средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и сигнализирует руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем сообщения об отклонениях фактических результатов от прогнозных показателей .

Бюджет, как инструмент управления, реализует все его функции, а именно:

  • - планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
  • - координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
  • - стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;
  • - контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
  • - оценка;
  • - обучение .

Подробно рассмотрим каждую из перечисленных функций.

Планирование. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период.

Координация и связь. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений .

Стимулирование. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей в осуществлении целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения .

Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может:

  • - помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;
  • - выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;
  • - показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичным

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.

Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности .

Механизм бюджетного планирования целесообразно внедрять в практику российских предприятий для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Таким образом, преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

  • - помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);
  • - в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
  • - минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;
  • - осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса .

Консолидированный (общий) бюджет - свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе. Лапенков В.И

Бюджетная система предприятия - совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами.

Виды бюджетов и особенности их разработки.

Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов .

По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет - это количественный план в денежном выражении , подготовленный и принятый до определенного периода , обычно показывающий планируемую величину дохода , которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал , который необходимо привлечь для достижения цели.

Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того как предполагаемые действия выполняются. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизованной формы , которая должна строго соблюдаться.

Бюджет производственно-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия – это документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности он не входит, разрабатывается в произвольной форме). Бюджет производственно-хозяйственной деятельности предприятия трансформируется в систему бюджетов операционной деятельности центров финансовой ответственности.

Структура бюджета предприятия зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю.

Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит), принципы построения бюджетной системы.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение соответствующего ЦФО - центра прибыли или доходов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта управления.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Секвестр расходов - регулярное снижение всех статей расходов (кроме защищенных) при угрозе дефицита бюджета.


Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Бюджетная классификация - систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Принцип единства бюджетной системы означает единство следующих элементов: регламентирующей нормативной базы; форм бюджетной документации; санкций и стимулов; методологии формирования и использования бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

– право отдельных субъектов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

– наличие собственных источников доходов бюджетов каждого субъекта управления, определяемых в соответствии с методологией формирования бюджета предприятия;

– право субъектов управления самостоятельно в соответствии с действующей методологией определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

– недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над рас

ходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы субъекта управления подлежат отражению в его бюджете.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов соответствующие субъекты управления должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что бюджетные расходы всех центров финансовой ответственности должны покрываться общей суммой доходов предприятия.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.


Самое обсуждаемое
Что значит много 6 в дате рождения Что значит много 6 в дате рождения
Мужчина-тигр - совместимость Мужчина-тигр - совместимость
Как варить сгущёнку в банке Как варить сгущёнку в банке


top